Экономические показатели и факторы.
Методика традиционного и факторного анализа
Все объекты АХД находят свое отображение в системе показателей плана, учета, отчетности и других источников информации.
По своему содержанию показатели делятся на:
- количественные – объем изготовляемой продукции, количество работников, количество дней и т.д.;
- качественные – показывают существенные особенности и свойства изучаемых объектов (ПТ, ТЕ, с/с, рентабельность и т.д.).
Факторы – движущие силы, условия совершения хозяйственных процессов и причины влияющие на них.
Показатель, влияние факторов на который изучается в ходе анализа, называется результативным.
Факторные показатели – это показатели, которые находятся в причинно-следственной связи с результативным показателем и оказывают воздействие на него.
Сущность сравнения состоит в сопоставлении однородных объектов с целью выявления черт сходства и различия между ними.
Основные типы сравнения:
- с принятыми плановыми показателями или нормативными показателями;
|
|
- с показателями прошлых периодов;
- со средними данными;
- с передовыми показателями;
- с показателями родственных организаций;
- с показателями структурных подразделений организации;
- различных вариантов решений с целью выбора оптимального.
Основное правило сравнения: факт. – база сравнения = отклонение.
База сравнения – период, с которым сравнивается.
Условия сопоставимости показателей:
- показатели должны быть качественно-однородными;
- при их исчислении должна быть использована единая методика;
- должно учитываться единство территории;
- должна использоваться тождественность периодов (год = году; месяц = месяцу).
Таблица 1 – Выполнение плана по производству продукции
Вид продукции | Объем производства, млн.руб. | Отклонение от плана | |
план | факт | ||
А | |||
+27 | |||
-25 | |||
+10 | |||
Всего | +200 |
Группировка – это способ разделения массы изучаемых объектов на однородные группы по соответствующему признаку.
Балансовый прием применяется в тех случаях, когда результативный показатель представлен суммой составляющих его факторов.
Два случая применения балансового приема:
- когда необходимо изучить соотношение двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть равны между собой; Он + П = В + Ок;
- для проверки полноты и правильности произведенных расчетов; Ок = Он = П – В
Пример, определить объем реализованного товара за день в магазине «Вяселка», если остаток товаров на начало дня 250 млн.руб., поступило товара за день 25 млн.руб., остаток товаров на конец дня 210 млн.руб. (65 млн.руб.)