double arrow

Организация аналитической работы в организации


Методика АХД.

Методика АХД – совокупность способов и правил исследования экономики организации, определенным образом подчиненных достижению цели анализа.

Методика может быть:

- общая – система исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов экономического анализа в различных отраслях экономики;

- частная – конкретизирует общую относительно к определенным отраслям экономики, к определенному типу производства.

Методы АХД имеют следующие черты:

- взаимосвязь и взаимообусловленность;

- количественная характеристика, т.е. измерение влияния разных факторов на конечный результат;

- единство таких противоположностей, как динамичность развивающихся явлений и их состояние на отдельные моменты времени.

В качестве важнейшего элемента методики АХД выступают технические приемы и способы анализа. Кратко эти способы можно назвать инструментарием анализа.

Проведение экономического анализа является функцией экономических служб. В крупных организациях деятельностью всех экономических служб руководит главный экономист, который одновременно является заместителем директора по экономическим вопросам. В его подчинении находится планово-экономический отдел (ПЭО). В средних и мелких организациях аналитическую работу проводит главный бухгалтер.

В крупных организациях для координации аналитической работы создаются технико-экономические советы, в состав которых входят руководители всех отделов и служб организации. Соответственно все отделы и службы также проводят экономический анализ.

Производственный отдел анализирует выполнение плана производства по общему объему, по ассортименту и ритмичности.

Отдел главного механика и энергетика изучает состав машин и оборудования, полноту использования оборудования по времени и мощности.

Отдел снабжения контролирует своевременность и качество материально-технического обеспечения производства, выполнение плана поставок по объему и ассортименту, срокам.

Отдел труда и заработной платы (отдел кадров) анализирует обеспеченность организации трудовыми ресурсами по категориям, должностям, профессиям, использование фонда заработной платы, уровень производительности труда.

Бухгалтерия анализирует выполнение сметы затрат на производство, себестоимость продукции.

Финансовый отдел анализирует выполнение плана прибыли, платежеспособность и финансовую устойчивость организации.

Планово-экономический отдел составляет планы аналитической работы, обобщает результаты АХД, проведенного всеми структурами, вырабатывает мероприятия по результатам анализа.

Организация АХД – соблюдение правильной последовательности при выполнении анализа, обеспечение его необходимой информацией, привлечение к АХД грамотных специалистов.

Организация аналитической работы включает в себя следующие этапы:

1.подготовительный - составляется план анализа и разрабатывается программа по отдельным темам. В плане должны быть указаны те вопросы, которые будут анализироваться, последовательность, цели, задачи, которые будут решаться, также указываются исполнители отдельных вопросов, сроки выполнения и порядок оформления результатов. План разрабатывается главным экономистом и утверждается руководителем;

2.собирается необходимая информация и проверяется ее качество (источники информации);

3.проводится аналитическая обработка собранного материала. Этот этап самый главный, самый объемный. На этом этапе контролируется выполнение плановых заданий, производится расчет динамики, производится группировка показателей, изучаются факторы, вызвавшие изменения показателей и рассчитывается влияние каждого из них. Именно на этом этапе выявляются имеющиеся внутрихозяйственные резервы. По ходу проведения анализа производятся расчеты, составляются графики, схемы, таблицы;

4.материалы анализа обобщаются и оформляются в соответствующих документах. На этом этапе дается объективная оценка работы организации, указываются не использованные резервы, делаются определенные выводы по организации работы организации и на их основе даются рекомендации и предположения. Результаты анализа оформляются в виде:

- текстовых форм: объяснительная записка (самая объемная форма, есть введение с исторической справкой с данными о динамики развития организации. Составляется при направлении в вышестоящую организацию); справка (предназначена для внутрихозяйственного использования);

- бестекстовая форма – таблицы, как иллюстративный материал. Это форма повседневного контроля за ходом выполнения плана производства и для предоставления срочной информации, рассчитана для пользования грамотного специалиста.

5.контроль за выполнение управленческих решений, принятых по результатам анализа.


Сейчас читают про: