Политическое положение в Центральной Азии накануне монгольского нашествия

Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем в XI-XII в Жетысу и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земледелию и приобщалась к городской культуре.

После его гибели смута охватила страну, и исход войны был предрешен в пользу арабов. Тем не менее, борьба затянулась надолго.

В середине VIII в. необычайно остро столкнулись интересы китайцев и арабов за свое влияние в этом регионе, что привело к Таласской битве в июле 751 г. на реке Талас, недалеко от Тараза. Несколько дней стояли арабская и китайская армии друг против друга, не решаясь вступить в бой. На пятый день противостояния в тыл китайцам внезапно ударили карлуки, и тогда атаку по всему фронту начали арабы. Танская армия, не выдержав натиска, дрогнула и ее отступление превратилось в паническое бегство. Это сражение имело большое значение, оно надолго положило конец попыткам Китая вмешиваться в дела этого региона, с другой стороны, это усилило влияние здесь арабов. Однако, борьба в этом регионе не затихала до IX в. Лидерство перешло к карлукам, создавшим свое государство в Семиречье в 756 г. на месте Тюргешского государства. Карлуки – это тюркские племена, населявшие территорию между Западным Алтаем и Тарбагатаем. В VIII в., теснимые уйгурами, они переселились в Семиречье. Вожди их носили титул эльтебер, верховный правитель – джабгу, а с 840 г. – каган. В карлукскую конфедерацию входили различные кочевые и полукочевые тюркоязычные племена, а также согдийцы, подвергшиеся тюркизации.

4. В 40-е годы X в. произошло падение державы карлуков и установление государства тюркской династии Караханидов (942-1210 гг.). Родоначальником династии был Сатук Богра-хан (915-955 гг.), который в 942 г. объявил себя каганом. Это государство тюркских племен занимало территорию Семиречья, ее центр располагался в Чуйской долине, а ставка – в Баласагуне. Со временем их владения расширились от Амударьи и Сырдарьи до Кашгара.

В основе структуры Караханидского государства лежала феодальная по своей сути удельная система. Государство было разделено на ряд крупных и более мелких областей – уделов, во главе со своими правителями.

Важнейшим социально-политическим институтом в государстве Караханидов была военно-ленная система. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения района, области или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название икта, а его держателя называли мукта, или иктадар.

В 960 г. во внутренних областях этого государства – в Семиречье ислам был принят в качестве государственной религии. Так тюрки средневекового Казахстана оказались в зоне мощного воздействия исламской цивилизации Передней и Средней Азии и стали ее неотъемлемой частью. Ярким свидетельством достижений в культурной жизни тюркских народов на рубеже X-XII вв. являются памятники тюркских языков и литератур – «Кутадгу билиг» («Благодатное писание») Юсуфа Баласагунского, и «Диван-лугат-ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий») Махмуда Кашгари, «Диуани хикмет» («Книга премудрости») Ахмеда Яссави.

Таким образом, Караханидская эпоха представляла собой качественно новый этап в развитии всех сфер общества. Лишь монгольское нашествие прервало этот естественный процесс.

Тема 3. Казахстан в XIII-XV вв. (Нашествие Чингис-хана) – лекционное занятие (1 час)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow