Казахстан в эпоху бронзы. Возникновение и природа кочевого общества

Каменный век на территории Казахстана (периодизация, основная характеристика)

Предмет и задачи курса

1. Сложный, переломный этап переживает сейчас Казахстан. Республика обрела независимость и стала суверенным государством, признанным мировым сообществом.

На протяжении длительного времени до обретения Казахстаном независимости его история подвергалась искажениям, поэтому одной из важнейших задач суверенного государства является возрождение национальной истории. Неслучайно известная максима гласит: без истории - нет народа. История - это память народа. Она состоялась, и ее не исправишь и не перепишешь заново. Мы должны воспринимать ее целостно, во всем ее многообразии, такой, какой она была, со всеми противоречиями, с ее героическими трагическими страницами.

История не только рассказ о прошлом или наука, изучающая прошлое, история – это вообще само последовательное развитие, изменение действительности.

Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколений. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.

Вместе с тем, несмотря на свою «завершенность», прошлое всегда вызывало не умирающий интерес и у отдельного человека, и у народа, и у человечества в целом. По этой причине мы всегда стремимся познать былое. Неудивительно, что в казахском народе издревле почетом и уважением пользовались бии, акыны и жырау – сказители эпосов и былин, хранители старины и мудрости, носители и передатчики сведений и знаний от поколения к поколению в течение веков и тысячелетий.

К тому же стоит уяснить, что представляет собой отечество, страна, в которой ты родился, определить свое отношение к ней, как она стала такою и какая судьба ее ожидает. Чтобы не сделать ошибок, следует знать историю своего отечества, не только перечень дат, событий и исторических персонажей, но и саму сущность истории Земли Отцов, ее основной смысл.

История решает следующие задачи: гносеологическую – дает знания о прошлом Отечества; аксеологическую – формирует чувство сопричастности к его истории, что является стержнем гражданственности; праксеологическую – вырабатывает способность самостоятельного анализа и оценки сложных и разнообразных исторических явлений, позволяет определять объективные критерии, которые служат основой поведения и деятельности личности; прогностическую – история – это прошлое, устремленное в будущее, история не завершена, она таит в себе огромные возможности, в ней все время открываются истины, не замеченные раньше; и, наконец, она играет важную консолидирующую роль, сплачивая людей в единство, в котором их своеобразное, неповторимое, конкретное, рассматриваемое отдельно, обретает свое место и приобретает смысл именно как часть многообразия в его взаимодействии в масштабах всего человеческого сообщества и его истории в целом. В конечном итоге история является кодом, ключом, с помощью которого человек идентифицируется и самоидентифицируется в бесконечно разнообразном мире.

2. Началом становления человека является каменный век. Он начался около 2,5 млн. лет назад и закончился в 3 тыс. до н. э., т.е. охватывает более 2 млн. лет. Каменный век делится надревний – палеолит, средний – мезолит, новый – неолит. В свою очередь палеолит делится на нижний (ранний) – 2,5 млн. – 140 тыс. лет назад, средний – 140 тыс.- 40 тыс. лет назад, и поздний (верхний) – 40 тыс. – 12 тыс. лет назад. Данная периодизация приводится для того, чтобы определить время становления человека на Земле вообще и на протоказахской территории в частности.

К древнейшим памятникам первобытных людей, некогда населявших Казахстан, относятся стоянки – Барыказган, Танирказган, Казангап в предгорьях Каратау в Южном Казахстане, в Центрально Казахстане – стоянка Кудайколь, расположенная в северо-восточной части Сары-Арки, стоянки Жаман-Айбат под Жезказганом, Обалысай в Карагандинской области и др.

Древних людей этого времени принято называть неандертальцами (по названию долины Неандерталь в Германии, где впервые нашли его останки ). Он был более совершенным существом, обладал более живым умом и лучше приспосабливался к окружающей среде. Сбор растительной пищи отступил на второй план. Неандерталец становился преимущественно охотником. Отношения между людьми в группах, которыми жили неандертальцы, становятся все прочнее. Понимая, что они принадлежат к цепочке сменяющихся поколений, люди стали хоронить своих умерших. Люди не только осознали необходимость заботится о слабых и больных, они получили возможность это делать. В погребениях находят скелеты явно тяжело больных людей, значит, люди могли уже добывать столько пищи, чтобы прокормить не только детей, но и слабых, больных и стариков.

Много тысячелетий пронеслось над степями Казахстана, прежде чем наступила новая фаза развития человека. В позднем палеолите (40-12 тыс. лет назад) происходят значительные изменения в климате. Медленно, но неумолимо ледники завоевали территории. Климат становился все суровее, теплолюбивые растения начали исчезать, вместе с тем постепенно исчезли и животные, которые жили в предыдущую эпоху.

В эту эпоху общественные отношения ознаменовались образованием родовой общины, возник род как форма общественной организации. Это было время формирования человека современного физического типа homo sapiens. Усложнились его представления в духовной сфере, широкое распространение получили ранние формы религии (тотемизм, охотничья магия) и искусства. Главная тема первобытного искусства – изображение животных, резьба, скульптура. В ту пору высокого уровня развития достигает техника изготовления каменных орудий. Самым пригодным камнем для изготовления орудий был кремень. Первобытные люди живут теперь не только в пещерах, но и строят искусственные прочные жилища, к чему их побуждает увлажнение климата и интенсивное похолодание. Памятниками позднего палеолита являются в Южном Казахстане стоянка Ачисайская, в Восточном Казахстане – стоянки Канай, Свинчатка, Бухтарминская пещера.

Эпоха палеолита сменилась мезолитом. Он занимает время 12-5 тысячелетие до н.э. и является своеобразным мостом между древнекаменным веком и неолитом – новокаменным веком. Мезолит характеризуется потеплением климата. Вымерли мамонты и шерстистые носороги. Объектом охоты стали лошади, зайцы, сурки и т.п. Изобретены лук и стрелы. Мезолитические стоянки располагались на берегах рек, озер. Это бассейны рек Иртыша, Ишима, Тобола, Урала. К настоящему времени известно и хорошо исследовано лишь около двух десятков мезолитичесчких стоянок на территории всего Казахстана, тогда как палеолитических зафиксировано уже более сотни. Это не означает сокращения численности населения. Изменился образ жизни древнего человека, его коллективы стали более подвижны, часто мигрировали в поисках благодатных охотничьих угодий. Поэтому сейчас возникают трудности, связанные с фиксацией стоянок этого периода: ведь нередко они существовали на протяжении всего лишь одного сезона и на их месте почти не оставалось материальных остатков. Кроме того, теплый климат, который был намного мягче современного, не требовал необходимости сооружения долговременных, теплых и прочных жилищ, поэтому охотники легко и быстро меняли свои стоянки. На Ишиме близ города Петропавловска обнаружены стоянки Мичуринская, Боголюбова 2, Явленка 2. Несколько южнее, у Атбасара – Тельмана7, 8а, 9а, 14а; еще южнее, у Караганды - Акимбек и Караганда 15.

Следующим этапом развития явился неолит – новокаменный век, который занимает время – 5-3 тыс. до н.э. Это время расцвета техники обработки камня, применялись такие ее приемы, как шлифование, сверление, пиление. Изготавливались каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки. На смену потребляющему хозяйству происходит производящее, т.е. на основе охоты и собирательства развивались скотоводство и земледелие. Это событие было настолько значительным, что его называют «неолитической революцией». Возникли зачатки горного дела, ткачество, керамика. Зарождаются ремесла, появился первый искусственный материал – огнеупорная глина. Усложнялась общественная организация, образовались племена и союзы племен.

В Казахстане известно свыше 600 исторических памятников того времени. Неолитические стоянки по характеру расположения на местности делятся на четыре типа: родниковые, речные, озерные и пещерные. Как правило, на стоянках речного и озерного типов содержится значительное количество находок, что свидетельствует о постоянном или продолжительном пребывании здесь человека. Основной инвентарь таких стоянок – ножевидные пластины.

Наиболее известные эпохи неолита: стоянка Караунгур в Южно-Казахстанской области, ст. Кульсары в Атырауской обл., ст. КызылСу в Восточно-Казахстанской обл., ст. Пеньки в Северном Казахстане, ст. Сенек, Шебир на Мангыстау.

Согласно критериям археологической периодизации, под энеолитом следует понимать эпоху внедрения в жизнь людей медных орудий. Для энеолита характерно внедрение в жизнь людей металла, в частности медных орудий. Это проявляется в новых археологических типах: плоскодонная, богато орнаментированная керамика, жилища.

Наиболее отчетливо энеолит представлен в южной зоне, где внедрение медных орудий позволило земледельцам и скотоводам достичь успехов в развитии производства. В степной же зоне с преимущественным развитием скотоводства энеолит сопровождался не только не деградацией каменной индустрии, а ее более высоким уровнем. Энеолит представлен ботайской культурой, названной так по характерному для нее поселению у разъезда Ботай в Кокшетауской области, она отражает степной энеолит северного Казахстана и датируется 3-2 тыс. до н.э.

3. На рубеже первой-второй четверти II до н.э. в евразийских степях была изобретена бронза. Археологические памятники племен Казахстана эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной так по месту первых раскопок могильника у села

Андронова под г. Ачинском в Южной Сибири (1913 г.).

Андроновцы – этородственныепопроисхождению, антропологическому, лингвистическому складу, по хозяйственной и культурной жизни племена. Как свидетельствуют археологические данные, андроновцы в подавляющем большинстве вели оседлый образ жизни. Их поселки располагались по берегам рек. Андроновцы занимались скотоводством и земледелием с преобладанием пастушеского скотоводства. Признаком андроновской культуры является своеобразный погребальный обряд с труположением на боку, в скорченном состоянии. Следующим признаком андроновской культуры было изготовление плоскодонной посуды ручной лепки, со сложным геометрическим орнаментом, наносившимся гребенчатым или гладким штампом. И, наконец, андроновскую культуру отличали специфической формы металлические украшения.

Андроновская культура делится на три периода: ранняя бронза – XVII-XVI вв. до н.э., средняя – XV-XII вв. до н.э., поздняя – XII- начало VIII до н.э.

В Центральном Казахстане обнаружено свыше 150 могильников андроновской культуры. Здесь ранний этап – нуринский, названный по находкам в долине р. Нура. Средний - атасуский, получивший свое название по группе могильников в долине р. Атасу. Поздний – бегазы-дандыбаевский - по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье. В период ранней бронзы стали появляться поселения, которые можно считать предшественниками городов. Примерами протогородов бронзового века на территории Казахстана могут служить поселения Аркаим, Кент и др. Они имеют своеобразную застройку, инфраструктуру: оборонительные сооружения, водоснабжение, святилища. Т.о, андроновцы жили в оседлых поселениях, по берегам рек, поселки были окружены глубоким рвом и валом с частоколом. В поселениях насчитывалось от 10-20 больших полуземлянок в виде деревянных срубов, площадью от 25 до 150 кв.м. В доме жила большая семья от 30-до 50 человек, а поселок, прилегающие пашни, пастбища принадлежали одному роду.

Преобладающим видом занятий андроновцев было скотоводство, главным их достоянием были табуны коней. Но прилегающие к поселению пастбища постепенно истощались, и андроновцы каждые 20-25 лет переселялись на новые земли. Начиная с XV в. до н.э., со средней бронзы, появились неукрепленные поселки, тогда же возникла форма скотоводства – отгонная.

В период средней бронзы изменились домостроительство, организация поселений. Примером бытового комплекса является поселение Тасты-Бутак в Западном Казахстане. Здесь открыты десятки поселений и могильников. В Восточном Казахстане подобные памятники андроновской культуры найдены в долинах Иртыша, Бухтармы. На юге Казахстана и в Семиречье обнаружены скопления наскальных рисунков Тамгалы и Каратау. Это выбитые на гладких поверхностях скал изображения животных, солнцеликих людей, колесниц.

Основным занятием людей были пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие. В скотоводстве постепенно изменялся состав стада, увеличивалась доля животных, приспособленных к кочевому образу жизни, таких как лошади, овцы, верблюды. Получило распространение отгонное скотоводство, как переходное к кочевому. На дальних пастбищах пастухи сооружали из жердей легкие каркасные жилища со стенами из циновок – предшественники юрт. Появились и войлочные кибитки, приспособленные для кочевья установленные на четырехколесных телегах. В конце II-начале I тыс. до н.э. климат менялся в сторону сухости, большинство населения переходит к кочевому скотоводству.

Важную роль в жизни племен того времени была металлургия. Сырьем для изготовления орудий труда и оружия была бронза – сплав меди и олова, иногда сурьмы, свинца. Она отличалась твердостью, низкой температурой плавления, красивым золотистым цветом. Центрами древней металлургии были Центральный и Восточный Казахстан.

В эпоху бронзы развивались ремесла, ткачество, изготавливали керамическую посуду ручной лепки. Изготавливалось оружие: стрелы с бронзовыми наконечниками, топоры бронзовые кинжалы.

Произошли заметные изменения в организации общественной жизни. Материнский род сменился отцовским. Первобытнообщинные отношения постепенно разлагались, усиливалась имущественная дифференциация. Несмотря на то, что письменных памятников эпохи бронзы не существует, носителей андроновской культуры большинство ученых считают индоиранцами. Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь, у них существовал культ предков.

Тема 2. Тюрки в истории Евразии – лекционное занятие (1 час)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: