double arrow

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Литература

Оценка токовых направленных защит

Токовые направленные защиты являются основными защитами сетей напряжением до 35 кВ с двусторонним питанием. В сетях 110, 220 кВ ТНЗ применяются в основном как резервные, лишь иногда (в сочетании с отсечкой) как основные.

Достоинства

1. Обеспечивают селективную защиту сетей с двусторонним питанием.

2. Простой принцип действия.

3. Надежна в эксплуатации.

Недостатки

1. Большие выдержки времени, особенно вблизи источников питания.

2. Недостаточная чувствительность в сетях с большими нагрузками и небольшими кратностями токов КЗ.

3. Мертвая зона при трехфазных КЗ.

4. Возможность неправильного выбора направления при нарушении цепей напряжения, питающих реле направления мощности.


1. Электротехнический справочник. – М.: Энергоатомиздат, 1988. – Т.3. – Кн. 1.

2. Шаббад М. А. Расчеты релейной защиты и автоматики распределительных сетей. – Л.: Энергоатомиздат, 1985.

3. Беркович М. А. и др. основы техники релейной защиты / М. А. Беркович, В. В. Молчанов, В. А. Семенов. – М.: Энергоатомиздат, 1984.

4. Справочник по наладке вторичных цепей электростанций и подстанций / А. А. Антюшин, А. Е. Гомберг, В. П. Караваев и др.; Под ред. Э. С. Мусаэляна. – М.: Энергоатомиздат, 1989.

5. Рожкова Л. Д., Козулин В. С. Электрооборудование станций и подстанций. – М.: Энергоатомиздат, 1987.

6. Андреев В. А. Релейная защита и автоматика систем электроснабжения. – М.: Высшая школа, 1991.

7. Чернобровов Н. В. Релейная защита. – М.: Энергия, 1974.

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РИТОРИКА»

Что надо знать о типах красноречия и задачах риторики?

Красноречие делилось на: 1) торжественное (речи хвалебные и порицающие, упор при этом делался на категории хорошего и дурного); 2) совещательное, или политическое (речи убеждающие и разубеждающие, при произнесении которых опирались на понятия полезного и вредного); 3) судебное (речи обвиняющие и защищающие, использовавшие категории справедливого и несправедливого).

Уже в античные времена были тщательно изучены источники красноречия (природное дарование, теоретическое обучение, упражнение, подражание) и определены цели ораторского искусства: убедить, усладить, взволновать. Для силы убеждения немалую роль играет, как подчеркивал Аристотель, нравственный облик оратора, его образ жизни и поведение. Так же тщательно разрабатывалась структура речи. Об этом стоит сказать несколько слов. Одним из самых фундаментальных трудов в области риторики является трактат выдающего римского специалиста Марка Фабия Квинтилиана (ок. 53–96 гг.). К сожалению, почти все, что было написано после этого, не может сравниться по охвату материала, изобилию примеров с трактатом римского ритора. Он считал, что речь должна соответствовать пяти задачам: 1) изобретение, или нахождение; 2) расположение; 3) изложение, или словесное выражение; 4) запоминание; 5) произнесение, или действие.

Первая задача – определение предмета, о котором у оратора пойдет речь; далее – систематизация материала, относящегося к проблеме; затем – сведение всего многообразия идей и фактов к общим типам; наконец – определение способов доказательства (Аристотель проанализировал этот аспект риторики, показав значение таких видов доказательств, которые логика не принимает: клятва, показания свидетелей и т.д.), отбор логических аргументов. Вторая – расположить материал, то есть продумать его композицию. Третья – словесное выражение. Античные риторы разработали критерии красноречия: ясность; правильность; уместность употребления тех или иных приемов ораторского искусства; словесные украшения, которые допустимо использовать; и, наконец, средства для осуществления этих задач: отбор терминов, специальных слов, их комбинации, допустимость использования риторических тропов и фигур.

Четвертая задача – запоминание. Было бы неверно считать, что античные риторы вначале писали свои речи целиком, а затем зубрили их наизусть. Они поступали иначе: определяли (и записывали) ключевые блоки, запоминали начала абзацев (периодов у древних) или же основных мыслей. Кстати, Дейл Карнеги кое-что заимствовал из правил античной риторики: в частности, он тоже советует современному оратору выписывать ключевые фразы, начала абзацев, а затем заучивать их. В древности объем памяти культурного человека был, конечно, ненамного меньше, чем сейчас: наизусть заучивались огромные поэмы, целые трагедии. С этой целью знаменитый Демосфен, например, восемь раз переписал «Историю» Фукидида. И потому отлично помнил ее целиком. Замечу, это очень эффективный прием для развития памяти и улучшения качества слога.

В результате тренировки память у ораторов древности достигала столь невероятного объема, что казался уже не очень поразительным факт, когда человек мог запомнить на слух две тысячи строк поэмы на незнакомом языке и повторить их от конца к началу!

И, наконец, пятая задача – произнесение речи. Это целая наука о силе голоса, его модуляциях, интонации, мимике, жестах и т.д. Нам, долгие годы слышавшим шамкающее бормотание по бумажке, с трудом верится, что великий Перикл своей речью (античные авторы писали, что в ней у Перикла гремели громы и сверкали молнии) убедил афинян не уклоняться от тяжелейшей войны. Кажется невероятным, что величайший оратор всех времен Демосфен страдал массой пороков речи: шепелявил, задыхался, смешно дергал плечом. Но он решил стать оратором и добился своего, преодолев все эти недостатки: громко декламировал, поднимаясь в гору; перекрикивал шум морского прибоя; чтобы добиться чистоты звуков, говорил, набрав в рот камешки. Его речи против царя Филиппа Македонского, отца великого Александра, произвели на афинян столь мощное впечатление, что подняли их на борьбу с врагом. Да и сам Филипп, читавший записи этих речей, сказал, что если бы он слышал их, то тоже стал бы врагом Филиппа (то есть самого себя). Демосфен любил повторять, что для успеха ораторской речи нужны три условия: первое – произнесение, второе – произнесение, третье – произнесение!

Вот еще один вариант построения речи в соответствии с требованиями теоретиков античной риторики, основу которого составляют инвенция, диспозиция, элокуция (или элоквенция).

Инвенция (у Аристотеля – «доказательство») – это нахождение средств убеждения. Инвенция – учение о нравах, аргументах и страстях. Нравы – это моральные качества, позволяющие ритору утвердить свой авторитет. Правила нравов состоят в следующем: 1) продемонстрировать серьезность, скромность, осторожность; 2) избегать всего, что может создать впечатление лжи; 3) «нравы» использовать во вступлении; 4) аффектация должна отсутствовать.

Аргумент – форма рассуждения, выводящая из известных положений новое. Собственно аргументы – это силлогизм (очень редко), энтимема, эпихейрема, дилемма, сорит, пример (одна из посылок которого – исторический факт, яркое событие), индукция, «личный» аргумент, то есть вывод, вытекающий из слов или действий оппонента (например, слова Фигаро к графу Альмавиве: «судя по добродетелям, требуемым от слуги, Ваше сиятельство, много ли есть господ, достойных стать слугами?»). Главная задача ритора – представить убедительные аргументы. Но риторическая аргументация отличается от логической различными словесными украшениями и тем, что следствие опережает посылку. Правила аргументов: 1) доказательства – основа ораторской речи; 2) доказательства следует не столько умножать, сколько взвешивать; 3) необходимо отбрасывать аргументы, которые могут быть опровергнуты. Общие места – все сюжеты и объекты речи имеют сходство и могут быть рассмотрены с общих точек зрения. Сходство может быть внутренним, исходящим из самого предмета, и внешним, исходящим из посторонних свидетельств. Внутренние общие места – определение, доказательство, почерпнутое из самой природы объекта, и перечисление частей (сравнение). Внешние общие места – постановления, законы, титулы, положение в обществе, свидетельские показания и т.д.

В основе Учения о страстях (патетики) лежит представление о двух главных страстях – Любви и Ненависти, которые формируют все другие второстепенные чувства. Успех Демосфена – не отточенная техника, а развитая патетика, воплощенная в страстном патриотизме. Правила страстей: 1) призывать на помощь страсти только к потенциально патетическим объектам; 2) приберечь чувственный эффект; 3) избегать излишней патетики, вызывающей насмешку. Итак, триединая цель ритора – это: привлечь нравом, убедить аргументом, тронуть чувством.

Общие правила инвенции: 1) нравы, аргументы, страсти должны сотрудничать во имя единой цели – убеждения; 2) одна из трех частей должна доминировать; 3) нравы и страсти адресуются слабым, чувственным и молодежи; 4) аргументы в речи – к людям степенным и разумным; 5) злоупотребление нравами и страстями легко высмеивается; 6) размышление, опыт и внимательное изучение наследия великих учителей необходимо для формирования вкуса, который диктует правильный выбор и меру.

Диспозиция – это аранжировка элементов, полученных в результате инвенции, для наилучшего убеждения аудитории (Пеллисье). Диспозиция содержит в себе: введение в тему («ангажирование сюжета») и развертывание («приведение доказательств»). Сочиняемая речь имеет шесть частей: 1) введение; 2) предложение (теорема); 3) повествование; 4) подтверждение; 5) опровержение; 6) заключение. Различают три вида введения: прямое, запутывающее и ошарашивающее (Проспер Мериме в «Хронике царствования Карла IX» приводит пример пари, по условиям которого монах должен начать проповедь в католическом храме с ругательств и выигрывает пари, заявив: «Чтобы вам, распротак… не мучили черти в аду!»). Правила введения: 1) от введения зависит успех в целом; 2) следует использовать «нравы»; 3) сочинять введение, исходя из сути рассматриваемой темы; 4) писать введение последним; 5) доступность стиля; 6) избегать банального и экстравагантного. Предложение (теорема) – необязательный элемент, включаемый обычно при сложном и неочевидном характере темы.

Повествование (наррация) – изложение фактологического аспекта темы. Правила наррации: 1) повествование должно затрагивать только основные факты, имеющие непосредственное отношение к теме; 2) факты должны быть правдоподобными; 3) наррация должна быть краткой и четкой; 4) интерес к речи зависит от интереса, вызванного наррацией; 5) наррация должна сопровождаться описанием для оживления сухих фактов; 6) для описания следует выбирать наиболее выгодную точку зрения; 7) при описании – избегать расплывчатости и излишних деталей; 8) место описания – в начале наррации.

Подтверждение (конфирмация) – основное развертывание аргументации с целью доказательства истинности посылок, выдвинутых в предложении. Правила конфирмации: 1) все замечания касательно применения необходимых доказательств должны быть собраны воедино; 2) с этой целью осуществить ревизию всех общих мест, рассматриваемых в инвенции; 3) при выборе аргументов заботиться об их качестве, а не количестве; 4) наилучшим является Гомеров порядок: вначале сильные аргументы, затем масса средних, в конце – один наиболее мощный аргумент (этот порядок с великолепной иронией обыгрывает М.А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита»: Воланд, устав от атеистических возражений Берлиоза, приводит самый сильный – когда из-под трамвая выкатывается отрезанная голова Берлиоза – глава «Седьмое доказательство»); 5) тщательно избегать нисходящего порядка аргументов; 6) сильные аргументы – в простой форме; слабые – группировать по несколько для самоподдержки.

Правила заключения: 1) резюме аргументации, развернутой в подтверждении, должно вызвать эмоции; 2) точность изложения и разнообразие в стиле; 3) из подтверждения отбирать наиболее сильные места; 4) при использовании «страстей» помнить об умеренности; 5) стиль живой и эмоционально-насыщенный.

Элокуция (элоквенция) – это раздел риторики, представляющий собой словесное оформление мысли. Ее содержание очень обобщенно может быть представлено следующим образом: общие наблюдения над различными грамматическими формами и конструкция (предложение, фраза, период); суждение об основных характеристиках стиля и его разновидностях; учение о «формах» стиля; учение о «формах» речи. Другими словами, элокуция – это характеристика тропов и фигур теории красноречия.


Сейчас читают про: