Экономические (промышленные) циклы

Среди разнообразия циклов, названных выше, наибольшее значение по воздействию на текущую деловую конъюнктуру и на длительный экономический рост имеет промышленный или экономический цикл. Исследование его особенностей, фаз, причин и последствий, способов воздействия на него – постоянно в центре внимания экономический науки.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ (ПРОМЫШЛЕННЫЙ) ЦИКЛ – волнообразное движение экономики (экономический рост), в ходе которого экономика проходит сменяющие друг друга и периодически повторяющиеся фазы.

Экономические циклы отличаются друг от друга продолжительностью, интенсивностью смены состояния, но все они проходят одинаковые фазы. Фазы эти по-разному именуются различными исследователями (рис. ниже).

Рис. АВ – первый цикл. Внутри него фазы: А – пик, АА1 – спад, А1А2 – депрессия. А2 – нижняя точка спада, А2А3 – оживление, А3В – подъем. Тенденция общего роста: ДЕ

Поскольку экономические циклы различаются по продолжительности и глубине, некоторые западные экономисты предпочитают говорить не о циклах, а об экономических колебаниях, отмечая при этом, что циклы, в отличие от колебаний, предполагают регулярность.

ВНЕШНЮЮ КАРТИНУ каждой фазы цикла и перехода от одной фазы к другой можно представить в следующем виде.

ПИКОВАЯ ТОЧКА фазы подъема (А на рис.) характеризуется полной занятостью и оптимальной загрузкой мощностей. Цены имеют тенденцию к повышению. В этой точке ВНП – максимальный, т.е. производство (совокупное предложение) выше совокупного платежеспособного спроса, рост деловой активности прекращен. Цикл переходит в следующую фазу.

КРИЗИС ИЛИ СПАД – фаза цикла, начинающаяся вслед за пиком предыдущего цикла. Сокращается производство и занятость. Снижаются цены, падает общая норма прибыли, в результате увеличивается число банкротств, идет "выбраковка" предприятий, прежде всего тех, которые возникли в расчете на максимально выросший в период подъема спрос, т.е. предприятий, которые ориентировались на растущие цены и мало думали об издержках производства.

Экономический цикл влияет на отдельно хозяйствующих субъектов и отдельные секторы экономики по-разному и в разной степени. Это особенно заметно в фазе кризиса (спада). От падения производства и занятости больше всего страдают отрасли, выпускающие средства производства и потребительские товары длительного пользования, а также строительная промышленность.

Сказывается здесь "эффект отсрочки". Когда конъюнктура ухудшается, производители перестают увеличивать закупки инвестиционных товаров, фирмы перестают приобретать новое оборудование, строить заводы,/ремонтируют старое оборудование. Аналогичная картина складывается и с потребительскими товарами длительного пользования. Если в период кризиса сокращаются доходы и уменьшается семейный бюджет, то, прежде всего, начинают сокращаться и откладываться покупки товаров длительного пользования.

Иначе дело обстоит с потребительскими товарами кратковременного пользования: есть и одеваться люди не перестают и в период кризиса, так как отложить покупку хлеба, молочных и мясных продуктов до "лучших времен" нельзя. Конечно, спрос уменьшится и здесь, но это произойдет не в такой степени как с товарами длительного пользования.

По-разному во всех разных отраслях реагируют на кризис и цены. Инвестиционные товары и потребительские товары длительного пользования производятся в основном в отраслях с высокой концентрацией производства. Крупные корпорации, сокращая производство и занятость, удерживают цены, не допускают их значительного падения. И, наоборот, отрасли, выпускающие товары кратковременного пользования, довольно часто характеризуются относительно низкой концентрацией, поэтому падение спроса на их продукцию больше отражается на ценах, чем на объеме производства.

ДЕПРЕССИЯ рассматривается как стагнация на низшем уровне падение производства и занятости. Производство уже не падает, но еще не растет, сохраняется высокий уровень безработицы. Но именно в это время начинают создаваться предпосылки последующего роста. Производственные и потребительские запасы рассасываются. Предприниматели начинают предъявлять спрос на новое оборудование, потребители – сначала на товары кратковременного, а позднее и длительного пользования. Депрессия постепенно переходит в оживление.

Некоторые экономисты рассматривают депрессию как продолжающийся глубокий спад. Но и при такой трактовке депрессия характеризуется как фаза, в райках которой начинает оживляться совокупный спрос. Производство и занятость, достигнув дна, начинают постепенно выбираться наверх.

ОЖИВЛЕНИЕ – фаза цикла, когда уровень производства и занятости начинает повышаться. Постепенно начинают повышаться цены и расти ссудный процент. На товарном рынке растет спрос на новое промышленное оборудование. Через какое-то время они выходят на докризисный уровень, после чего начинается подъем.

ПОДЪЕМ – заключительная фаза цикла. Достигается полная занятость, реальный ВНП приближается к потенциальному, но может даже и превзойти его на какое-то время. Уровень цен в фазе подъема повышается. Достигается пик деловой активности, производство работает на полную мощность, безработица сокращается до минимальных размеров при одновременном росте заработной платы. В фазах оживления и подъема наиболее стремительно развиваются именно те отрасли, которые больше всего сократили производство в фазах кризиса и депрессии производство инвестиционных товаров и предметов потребления длительного пользования. После этого цикл в основных своих чертах повторяется.

Материальной основой цикличности, как это видно из характеристики его фаз, является обновление основного капитала и основных фондов домашнего хозяйства. Поэтому ускорение научно-технического прогресса, более быстрое старение основных фондов обусловливает тенденцию укорачивания экономических циклов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: