Тема 9. Роль государства в рыночной экономике

Теоретические подходы к экономической роли государства в рыночной экономике:

1. Кейнсианский – необходимо постоянное вмешательство и макроэкономическое регулирование экономики;

2. Неоклассический - минимизация государственного вмешательства в экономику.

Фиаско рынка - это рыночная ситуация, когда равновесие на рынке, возникшее в процессе взаимодействия агентов (обмен, торговля, производство), не является эффективным. Иными словами, это ситуация, с которой рыночное регулирование «невидимой руки» не может справиться (например, внешние эффекты, загрязнения окружающей среды и т. д.).

Частное благо – это благо, обладающее следующими свойствами: 1) делимость, т.е. доступность индивидуальным покупателям; 2) исключаемость, т.е. может быть приобретено только тем лицом, которое за него заплатило.

Рынок представляет собой хорошо отлажен­ный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано играть государство. Идеальная модель экономи­ческого устройства общества предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем. Рассмотрим основные из них:

Правовое обеспечение функционирования рыночного меха­низма. На государство возлагается серьезная задача — защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке. «... промышленное общество, основанное на ры­ночных отношениях и предлагающее значительную свобо­ду выбора, немыслимо без правовой системы, без власти закона», — отмечает видный английский социолог Карл Поппер (Поппер К. Открытое общество и его враги, M., т.1, 1992. С.8). Для нормального осуществления экономи­ческой деятельности субъекты должны быть защищенызаконодательно.Прежде всего должна быть обеспечена защита прав собствен­ности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и ограничения своего права на нее и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал. Поэтому необходимо наличие законодательства, обеспечи­вающего право собственности.Важную роль в правовом обеспечении имеет государст­венное противодействие неограниченной власти монопо­лий. В экономически развитых странах разработано анти­монопольное законодательство, ограничивающее элемент нездорового и недобросовестного соперничества. Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм и т.п.Разработаны законы относительно защиты интеллекту­альной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономики. Наконец, уголовное законо­дательство, направленное против краж, насилий, убийств, создает более стабильную ситуацию в стране и таким образом также улучшает функционирование рынка.

Производство общественных товаров. Как отмечалось, рынок в отдельных случаях оказывается неспособным обеспечить производство опре­деленных товаров — так называемых общественных това­ров. Поэтому необходимо подробнее рассмотреть роль государства в этой области.Подобных товаров и услуг, относимых к категории об­щественных, достаточно много. Напоминаем, что к ним относятся товары оборонного назначения, содержание правоохранительных органов, дороги, дорожная разметка и знаки и целый ряд аналогичных товаров. Все эти блага служат интересам общества в целом, предельные издержки на их производство не зависят от количества потребителей, и государству целесообразнее взять на себя заботу об их содержании.Государство финансирует подобные сферы бюджетных средств. Известно, что расходы на оборону являются на сегодняшний день одной из весьма значительных статей в расходной части бюджета. Большую расходную статью со­ставляют средства, выделяемые на социальные нужды и на содержание государственного аппарата. Источник финан­сирования — налоги. Причем в данном случае отсутствует непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потребления дан­ного общественного товара. Из-за незначительного разме­ра или вообще отсутствия предельных издержек, которые вызывает каждый дополнительный потребитель, не имеет смысла строить сложную систему оплаты общественных благ, поэтому они и финансируются из государственного бюджета. Общественные благане производятся частным сектором из-за невозможности исключения из потребления, а также из-за того, что эти блага являются неконкурентными. Бывают чистые общественные блага и смешанные (квазиобщественные) блага.

Минимизация трансакционнных издержек. О сложности решения проблемы трансакционных издер­жек, используя лишь рыночные механизмы, будет говориться ниже. Сейчас необходимо сказать о том, как государство решает эту проблему.В принципе, принимая на себя содержание обществен­ного блага, государство решает и задачу минимизации трансакционных издержек: весьма сложно было бы, напри­мер, заключать сделку с каждым участником движения по шоссейным дорогам, заставляя каждого, кто пользуется услугами скоростной трассы, платить определенную сумму при въезде или выезде. Ясно, что такая система создавала бы «пробки» на дорогах, затрудняла бы проезд и в конечном счете уничтожила бы все те полюсы, ради которых такая скоростная трасса была создана.Например, стоимость радиовещания не изменится от того, прослуша­ют ли радиопередачу 500 тыс. человек или 1 млн. человек.Есть товары, которые, по определению, не относятся к общественным (предельные издержки при производстве дополнительной единицы продукции не равны нулю), но из-за высоких трансакционных издержек государству все же бывает выгодно взять на себя их финансирование. Классический пример подобных товаров — некоторые ви­ды страхования, в основном связанные с производственной деятельностью: страхование на случай безработицы, по старости. Частные страховые компании нуждаются в доро­гостоящей рекламе, содержании административного аппа­рата и страховых агентов, что не нужно государству. Поэ­тому затраты государства в данной области значительно ниже, и подобные товары, как и общественные товары, целесообразнее производить государству.

1. Компенсация внешних издержек (экстерналий). Э кстерналии или внешних эффектов представляют собойвоздействие сделки на третьи лица. Экстерналии могут быть положительными или отрицательными. Интернационализация (устранение) экстерналий может производиться путем введения корректирующих налогов (налоги на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, которые повышают предельные частные издержки до уровня предельных общественных).

Теорема Коуза гласит, чтоесли права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности. Следствие: существуют ситуации, когда внешние эффекты устраняются путем обмена правами собственности и государственного вмешательства не требуется.

Государству принадлежит существенная роль в компен­сации экстерналий. Традиционно государству отводится основная роль в области решения этой задачи. Существуют два основных способа миними­зации отрицательных экстерналий.Первый способ — принятие административных мер по отношению к тем, кто вызывает отрицательные экстерналий. Например, в США виновникам ухудшения или загрязне­ния окружающей среды предъявляются обвинения на ос­новании Закона о гражданских правонарушениях, Закона о нарушении прав собственности, а также принятых в 70-е годы Закона о чистом воздухе, Закона о чистой воде, Закона об ограничении шума, Закона о национальной экологической политике. На государство возлагается осу­ществление контроля за отрицательными внешними эф­фектами с применением административно-командных мер, гражданского кодекса, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды.Второй способ - ограничения государством отрица­тельных экстерналий, стал причиной образования рынка прав на причинение внешних издержек.Государственные лицензии на сброс отходов выступают объектом купли-продажи на рынке на основе спроса и предложения на них. Загрязнители, купившие такие лицен­зии, но сократившие на период их действия вредные выбросы, могут остаток по лицензии продать на рынке, а если они полностью освобождаются от сброса отходов, то они могут продать лицензию тем, кто не укладывается в разре­шенные нормы выброса. В экономической литературе подчеркиваются трудности внедрения в хозяйственную жизнь высокоэффективных средств и методов контроля за состоянием окружающей среды и утилизации отходов производства. И тем не менее формирование рынка прав на загрязнение может способ­ствовать если неполному уничтожению отрицательных внешних эффектов (что вряд ли возможно), то, по крайней мере, их минимизации. Помимо установления норм и применения запретов, т. е. помимо прямого административного вмешательства с целью минимизации отрицательных экстерналий, государ­ство использует и другой способ — косвенный метод борьбы с отрицательными экстерналиями - через налоговую сферу. Суть его заключается в том, что производители, являющи­еся основными виновниками возникновения отрицатель­ных внешних эффектов, облагаются налогами, что застав­ляет их в определенном смысле менять свое поведение. Кроме отрицательных экстерналий существуют и поло­жительные экстерналий, когда выгоду получает не только непосредственный потребитель данного блага, но и «третьи лица». Под «третьими лицами» здесь, как правило, пони­мается общество в целом. Государство поощряет возникновение положительных экстерналий. В этих целях проводится субсидирование. Предоставляется ли субсидия потребителю (он сможет платить более высокую цену) или производителю (снижа­ются его издержки), в любом случае это ведет к увеличению потребления блага. Как правило, государство стремится предоставить субсидию тому, у кого большая эластичность спроса по доходам, так как степень реакции после субсидии на потребление блага будет выше. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворитель­ные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные по­лучатели блага, но и общество в целом: ведь чем больше здоровых, образованных и культурных людей будет в об­ществе, тем больше предпосылок для развития имеет такое общество.

2. Пресечение асимметричной информации. Устранение интерналий или внутренних эффектов интерналий, представляющих собойвыгоды или убытки, получаемые участниками сделки, которые не были оговорены при ее заключении. Причина интерналий – асимметричность информации. Нам известно и такое явление, как неблагоп­риятный отбор. Те, кто пытается застраховать, например, свое здоровье, обладают большей информацией, чем те, кто предоставляет услуги страхо­вания. В связи с этим из-за асимметричной информации частные страхо­вые компании могут отказаться страховать отдельные виды рисков, и тогда этим занимается государство. Государство может сглаживать асимметричность информации путем контроля за качеством товаров и услуг, распространения нужных потреби­телям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т. д.

Политика поддержания доходов. Это - особый пункт. Неравенство в распределении доходов, строго го­воря, нельзя назвать фиаско рынка, и оно вполне сочетается с Парето –эффективностью. Но с нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведет к социальной нестабильности. Поэтому государство перераспределяет наци­ональный доход и осуществляет социальную политику поддержания наи­менее обеспеченных членов общества.

Доходы участников рыночной экономики распределяются по факторам производства (земля, труд, капитал и предпринимательство).

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных на сторону различных услуг и др.

Натуральные доходы включают, прежде всего, продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.

Следует различать номинальные, располагаемые и реальные доходы.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства используемые населением на потребление и сбережение.

Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов.

Заработная плата – это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными ра6отниками разных профессий при реализации их деловой активности. Номинальная заработная плата – это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.). Реальная заработная плата – это номинальная заработная плата с учетом изменения розничных цен и тарифов. Так, повышение номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

При переходе к рыночной экономике в России произошли значительные изменения в структуре денежных доходов населения, выразившиеся в снижении доли оплаты труда и повышении доли доходов от предпринимательской деятельности и собственности.

Различия в уровне доходов на душу населения, или на одного занятого, называется дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца, при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20,40,60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.

Рис. Кривая Лоренца

Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15% и т.д. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.

Последним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.

Стабилизация макроэкономических колебаний. Наконец, государству принадлежит важная роль в сгла­живании макроэкономических колебаний, которым под­вержена экономика. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен далее.

Мы видим, что государственное регулирование необхо­димо осуществлять в определенных пределах. Эти пределы установлены масштабами «фиаско» рынка в целом и кон­кретной экономической ситуацией. Умелое государствен­ное регулирование позволяет ликвидировать те «провалы», которые невозможно восполнить, используя исключитель­но рыночный механизм. И вслед за Авраамом Линкольном мы можем сказать: «Разумная цель государства состоит в том, чтобы делать для людей то, что им требуется, но они сами своими силами не могут делать вообще или не могут делить должным образом».

Экономическая политика – это выбор целей (приоритетов) и эффективных способов их достижения на определенный период времени. Она предполагает регламентацию норм и правил поведения хозяйствующих субъектов посредством использования экономического инструментария и определенных процедур, находящихся в арсенале государства.

Прямые (административные) методы государственного регулирования экономики – это государственное регулирование посредством административно-правовых рычагов и расширения государственной собственности. Они ограничивают свободу выбора.

Косвенные методы государственного регулирования экономики – это экономические методы, при которых цель достигается путем воздействия на интересы экономических агентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: