double arrow

И предельных издержек производства

Определение постоянных, переменных, общих, средних

Издержки Определение Выпуск продукции
Постоянные (FC) Издержки, которые не зависят от объема производства
Переменные (VC) Издержки, меняющиеся в зависимости от объема производства
Общие (ТС) Сумма постоянных и переменных издержек
Средние Издержки производства на единицу продукции Средние общие издержки (АТС)
Средние постоянные издержки (AFC)
Средние переменные издержки (AVC)
Предельные (МС) Прирост общих издержек при производстве каждой новой единицы продукции

Совокупный доход(total revenue) – это общая выручка, получаемая фирмой от продаж своей продукции:

TR= P х Q

Предельный доход(marginal revenue) – приращение к общей выручке фирмы, вызванное увеличением ее продаж на дополнительную единицу товара:

В каких бы условиях ни действовала фирма, она должна стремиться к максимизации прибыли или минимизации убытков. При решении этих проблем фирме следует руководствоваться следующими правилами:

1. Фирма должна прекратить производство, если TR от продажи любого объема ее продукции не превосходит VC производства данного количества товаров и услуг. Иными словами, чтобы P (AVC.

2. Чтобы добиться максимальной прибыли, фирма должна производить такой объем продукции, при котором MR=MC.

На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции, а P=MR, поэтому максимизация общей прибыли (Pr = MR-MC) достигается тогда, когда P = MC. При этом, если P (MC, то производство можно расширить. Если P (MC, то производство нужно сокращать (схема 33).

Схема 33.

 
 


На рынке несовершенной конкуренции, чтобы получить максимальную прибыль объемы производства и реализации следует увеличивать до тех пор, пока MR (MC, если MR (MC, производство следует сокращать, если MR=MC, фирма получает максимальную прибыль.

Важную часть издержек производства фирмы составляет плата за факторы производства или ресурсы. Цена на ресурсы в рыночной экономике формируется через взаимодействие спроса и предложения аналогично ценам готовой продукции. Однако рынки ресурсов имеют свои особенности. Так, спрос на ресурсы является вторичным или порожденным, т. к. интересует предпринимателя ни сам по себе, а лишь как средство получения прибыли. Предложение же ресурсов является неэластичным по цене, т. к. не может быть увеличено в краткосрочный период. Важное значение имеет и тот факт, что на рынке ресурсов предприятие выступает как покупатель. Производителями являются собственники ресурсов, поэтому цена ресурса будет являться доходом его владельца: цена природных ресурсов – рента, цена труда – заработная плата, цена производственного капитала, или инвестиционных ресурсов, – процент. Фирма стремится выбрать такое сочетание используемых ресурсов, которое обеспечит ей минимальные издержки. Это возможно, если предельная доходностькаждого ресурса (marginal revenue product) пропорциональна его цене:

Ценообразование на рынке ресурсов зависит от множества факторов, основные из которых отражены на схеме 34.

Схема 34.

Факторы ценообразования на рынке ресурсов

Взаимозамещение ресурсов   Принципы ресурсоиспользования   Обеспечение предельной доходности ресурсов
Минимизация издержек производства     Предельные издержки ресурса
Мобильность ресурсов     MC=MR
Объем спроса зависит от уровня цен на каждый ресурс   Производственный спрос   Спрос более эластичен на ресурсы с низкими ценами
Отраслевой и рыночный спрос     Рыночное предложение
Объем спроса на продукцию   Эластичность спроса   Наличие рынков субститутов и комплементов
Возможность взаимозамещения     Тенденции к инновациям
Объем предложений   Предложение факторов производства   Ограниченность экономических благ
Специфика производства     Возобновляемость ресурсов
Редкость ресурсов     Эластичность

Кардинальное решение проблемы снижения издержек возможно только в условиях стабильного экономического роста, активной инвестиционной и инновационной деятельности, структурных преобразованиях. В этих процессах не все зависит от предприятия. Огромная роль здесь отводится государству.


Сейчас читают про: