Экологическое лицензирование
Экологическое лицензирование — это разрешение на природопользование, на выбросы, сбросы, размещение вредных веществ (включая отходы) с обязательным указанием способов охраны и рационального природопользования, а также обеспечения экологической безопасности человека и окружающей его природной среды.
Лицензия, в соответствии с ФЗ «О недрах», определена как официальный документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование тем или иным природным ресурсом (например, недрами) в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного времени при соблюдении им оговоренных требований и условий (ст. 2).
Экологическое лицензирование подразумевает выдачу разрешений (лицензий) на «экологически значимую» деятельность (прежде всего на природопользование) с указанием видов, объемов и лимитов мероприятий по использованию природных ресурсов, других экологических требований, при которых допускается лицензируемая деятельность, а также последствий несоблюдения этих требований.
|
|
С точки зрения управления — это система мер, направленных на регулирование природопользования, охрану природы и защиту человека посредством разработки экологических регламентации и ограничений.
Фактически экологические лицензии являются:
— формой учета пользователей природными ресурсами (в том числе ресурсов пространства — территории, акватории или условного объема атмосферы, используемых для выбросов, сбросов и т. д.);
— формой контроля за потреблением указанных ресурсов или загрязнения ОС;
— формой распоряжения природными ресурсами и правами на загрязнение ОС.
Различают две формы (типа) экологических лицензий: комплексные и специальные.
Комплексный тип — лицензия на комплексное природопользование, специальный — на частные виды работ (по видам ресурсов).
Следует подчеркнуть, что выдача экологической лицензии осуществляется государственным органом только после проведения государственной экологической экспертизы.
Основные полномочия по экологическому лицензированию находятся в ведении Министерства природных ресурсов России (МПР РФ), они сводятся к лицензированию видов деятельности, связанных в основном с недро-, водо- и лесопользованием, пользованием объектами животного мира, а также, хотя и в меньшей степени, с охраной ОС.
Экологический контроль (ЭК) в целом — это проверка соблюдения предприятиями, организациями, т. е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране ОС и обеспечению экологической безопасности общества.
|
|
Цель ЭК состоит в предупреждении и устранении правонарушений в области экологии и природопользования.
В настоящее время сложились две формы ЭК — предупредительная и карательная.
Предупредительная форма ЭК включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества ОС и рационального использования природных ресурсов, выдачу разрешений или лицензий (и их аннулирование) на различные виды природопользования, установление лимитов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, лимитов хранения твердых отходов и др. Сюда же можно отнести различные виды предупреждений о необходимости проведения обязательных или необходимых в данном конкретном случае природоохранных мероприятий (например, рекультивации земель после проведения геологоразведочных работ, военных учений и др.).
Карательная форма ЭК применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиваться только предупреждением. Она выражается в наступлении различных видов юридической ответственности (материальной, дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой). В качестве карательной формы ЭК может применяться пресечение экологически вредных действий, например, ограничение, приостановление или прекращение какого-либо производства (завода, цеха и др.).
Объектами ЭК являются: состояние ОС, ее отдельных объектов, степень их изменения под влиянием хозяйственного развития; выполнение обязательных мер по охране ОС и ее отдельных объектов; соблюдение природоохранительного законодательства.
В целом система ЭК состоит из следующих подсистем: 1) государственная служба наблюдения за состоянием ОС; 2) государственный экологический контроль; 3) производственный экологический контроль; 4) общественный экологический контроль.
Государственный экологический контроль (ГЭК). В отличие от государственного экологического мониторинга, который по своей сути ограничивается лишь сбором и передачей экологической информации, ГЭК решает иную задачу: добиться обеспечения всеми хозяйстствую-щими субъектами и гражданами требований экологического законодательства и нормативов качества ОС.
Правовой базой ГЭК являются Закон РФ «Об охране окружающей среды» и соответствующие документы, включая «Правила осуществления государственного экологического контроля за должностными лицами Минприроды и его территориальных органов»,
Производственный экологический контроль осуществляется непосредственно на предприятиях, он регулируется внутренними документами и выполняется силами самого предприятия. Его главная задача состоит в том, чтобы удерживать негативные воздействия предприятия на ОС в пределах установленных нормативов и благодаря этому избегать претензий (и соответствующих санкций) со стороны государственного контроля.
Законодательством предусматривается также общественный экологический контроль, осуществляемый силами общественных организаций, объединений и движений, профсоюзами и трудовыми коллективами за выполнением нормативных природоохранных требований.