Статистика деловой активности

Статистика предприятий разных форм собственности.

В условиях рыночной экономики статистика деловой активности обеспечивает государственные органы всех уровней информационно-аналитическими материалами, на основе которых принимаются решения в области функционирования рынка, вырабатывается налоговая и ценовая политика, принимаются меры по стимулированию развития рыночных отношений.

Объектом исследования являются предприятия в разнообразных формах их существования. Статистика деловой активности использует систему показателей, включающую следующие основные блоки.

· Показатели состояния и сбалансированности рынка (как внешнего фактора, воздействующего на развитие предприятия):

o товарное предложение;

o покупательский спрос;

o емкость, насыщенность рынка;

o структура рынка.

· Показатели товародвижения и реализации услуг:

o товарооборот и продажа услуг;

o структура товарооборота;

o среднедушевой товарооборот;

o товарные запасы и товарооборачиваемость.

· Показатели цен (тарифов) на товары и услуги:

o уровень цен;

o структура цен;

o покупательная способность рубля и денежный доход населения.

· Показатели инфраструктуры (материально-технической базы):

o основные фонды, численность, состав, пропускная способность, размер, техническая оснащенность предприятий;

o численный состав трудовых ресурсов на предприятии.

· Показатели социально-экономического эффекта и эффективности коммерческой деятельности предприятий:

o доходы, прибыль, рентабельность предприятий;

o издержки обращения и производства;

o затраты труда и их оплата;

o удовлетворение покупательского спроса;

o налогообложение.

Источниками информации, как правило, являются данные статистической отчетности, бухгалтерского учета, выборочных и монографических исследований. Статистика классифицирует информацию по следующим признакам:

· участник учетной работы (информация учета товаров основных средств, денежных средств, тары);

· фаза управления (плановая, учетная, аналитическая, прогностическая);

· отношение к процессу управления (осведомляющая, управляющая);

· отношение к объектам управления (внешняя и внутренняя, входящая и исходящая);

· стадия образования (первичная и вторичная);

· стабильность (условно постоянного норматива и условно переменного норматива);

· полнота охвата данных (достаточная, недостаточная, избыточная);

· степень законченности обработки (промежуточная, выходящая или результатная).

Методы статистики предприятия представлены совокупностью приемов и методов, разработанных математической статистикой, общей теорией статистики и рядом отраслевых статистик. Среди них можно выделить статистику наблюдения, сводку и группировку, относительные величины, средние величины, показатели вариации, показатели рядов динамики, индексы и т.д.

Необходимо отметить, что если индекс среднедушевого потребления продовольственных товаров относительно стабилен, то это служит доказательством отсутствия перспектив существенного роста внутри потребления, т.е. сверхприроста численности населения. В свою очередь, низкий средний удельный вес расходов на питание свидетельствует о высоком уровне жизни населения страны.




double arrow
Сейчас читают про: