Статистика предприятий разных форм собственности.
В условиях рыночной экономики статистика деловой активности обеспечивает государственные органы всех уровней информационно-аналитическими материалами, на основе которых принимаются решения в области функционирования рынка, вырабатывается налоговая и ценовая политика, принимаются меры по стимулированию развития рыночных отношений.
Объектом исследования являются предприятия в разнообразных формах их существования. Статистика деловой активности использует систему показателей, включающую следующие основные блоки.
· Показатели состояния и сбалансированности рынка (как внешнего фактора, воздействующего на развитие предприятия):
o товарное предложение;
o покупательский спрос;
o емкость, насыщенность рынка;
o структура рынка.
· Показатели товародвижения и реализации услуг:
o товарооборот и продажа услуг;
o структура товарооборота;
o среднедушевой товарооборот;
o товарные запасы и товарооборачиваемость.
· Показатели цен (тарифов) на товары и услуги:
o уровень цен;
o структура цен;
o покупательная способность рубля и денежный доход населения.
· Показатели инфраструктуры (материально-технической базы):
o основные фонды, численность, состав, пропускная способность, размер, техническая оснащенность предприятий;
o численный состав трудовых ресурсов на предприятии.
· Показатели социально-экономического эффекта и эффективности коммерческой деятельности предприятий:
o доходы, прибыль, рентабельность предприятий;
o издержки обращения и производства;
o затраты труда и их оплата;
o удовлетворение покупательского спроса;
o налогообложение.
Источниками информации, как правило, являются данные статистической отчетности, бухгалтерского учета, выборочных и монографических исследований. Статистика классифицирует информацию по следующим признакам:
· участник учетной работы (информация учета товаров основных средств, денежных средств, тары);
· фаза управления (плановая, учетная, аналитическая, прогностическая);
· отношение к процессу управления (осведомляющая, управляющая);
· отношение к объектам управления (внешняя и внутренняя, входящая и исходящая);
· стадия образования (первичная и вторичная);
· стабильность (условно постоянного норматива и условно переменного норматива);
· полнота охвата данных (достаточная, недостаточная, избыточная);
· степень законченности обработки (промежуточная, выходящая или результатная).
Методы статистики предприятия представлены совокупностью приемов и методов, разработанных математической статистикой, общей теорией статистики и рядом отраслевых статистик. Среди них можно выделить статистику наблюдения, сводку и группировку, относительные величины, средние величины, показатели вариации, показатели рядов динамики, индексы и т.д.

Необходимо отметить, что если индекс среднедушевого потребления продовольственных товаров относительно стабилен, то это служит доказательством отсутствия перспектив существенного роста внутри потребления, т.е. сверхприроста численности населения. В свою очередь, низкий средний удельный вес расходов на питание свидетельствует о высоком уровне жизни населения страны.






