На весенний семестр 2012- 2013 учебного года

По основам экологии

Календарно-тематический план лабораторных и семинарских занятий

для студентов II курса факультета клинической психологии и социальной работы специальности «Педагогическое образование»

Дата Тема занятия Основные вопросы темы
13.02.2013 Структура современной экологии 1. Понятия об аутэкологии, демэкологии, эйдэкологии, синэкологии. 2. Глобальная экология. 3. Становление популяционной экологии. 4. Развитие представлений об экосистемах и биогеоценозах (А. Тенсли, В.Н. Сукачев). 5. Развитие учения о биосфере (В.И. Вернадский). 6. Современное развитие экологии как науки.
27.02.2013 Основные адаптивные стратегии организмов 1. Подчинение среде, избегание неблагоприятных воздействий, активное сопротивление среде. 2. Активная и скрытая жизнь. Анабиоз, гипобиоз, криптобиоз. 3. Способы избегания неблагоприятных условий среды. 4. Поведенческие особенности организмов. 5. Жизненные циклы организмов – их связь с условиями обитания.
13.03.2013 Важнейшие абиотические факторы и адаптация к ним организмов (занятие 1) 1. Лучистая энергия света, световой режим. Экологические группы растений по отношению к свету. 2. Свет, как условие ориентации животных. Фототаксис. Биолюминесценция. 3. Влажность. Основные показатели влажности (абсолютная, относительная влажность воздуха). Дефицит насыщения. 4. Сезонное распределение влаги. Экологические группы растений и животных по отношению к водному режиму. 5. Понятие о пойкилогидричности и гомойогидричности организмов - их адаптивные преимущества и недостатки.
27.03.2013 Важнейшие абиотические факторы и адаптация к ним организмов (занятие 2) 1. Тепловой режим. Пойкилотермные и гомойотермные животные. Физиологическое время. 2. Понятия эффективной температуры и суммы эффективных температур развития. Концепция «градусо-дней». Температурный оптимум и пессимум. 3. Акклиматизация. Тепловой фактор и его роль в распределении флоры и фауны по земному шару. 4. Правило Аллена. Правило Бергмана. Биоклиматический закон А.Хопкинса. 5. Способы регуляции температуры тела у животных: химическая, физическая и поведенческая терморегуляция. Эндо- и экзотермия. 6. Адаптации растений и животных к жизни в аридных условиях. 7. Воздух как экологический фактор.
10.04.2013 Жизненные формы растений и животных 1. Жизненные формы растений в работах Теофраста, А.Гумбольдта, Е.Варминга, К.Раункиера, И.Г.Серебрякова, А.Н.Формозова. 2. Жизненные формы животных (в тех же источниках)
24.04.2013 Основные среды жизни, распределение организмов по средам жизни (занятие 1) 1. Водная среда. Экологические группы гидробионтов. Нектон. Планктон. Бентос. 2. Экологическая пластичность водных организмов. Адаптивные особенности водных животных и растений. 3. Биофильтраторы и их экологическая роль. 4. Наземно-воздушная среда. Общая характеристика (воздух, атмосферные осадки, влажность). Экоклимат и микроклимат. Географическая зональность. 5. Почва как среда жизни. Свойства почвы, как экологического фактора. Роль почвы в жизнедеятельности организмов. 6. Экологические группы почвенных организмов (геобионты, геофилы, геоксены). Понятие о почвенных микробиотах, мезобиотах и макробиотах. Значение эдофических факторов в распределении растений и животных.
01.05.2013 Основные среды жизни, распределение организмов по средам жизни (занятие 2) 1. Живые организмы как среда жизни. Пути возникновения паразитизма, экологическая классификация паразитизма. 2. Адаптации к паразитическому образу жизни. Действие паразита на хозяина. 3. Генетические и негенетические факторы, определяющие восприимчивость хозяина к паразиту. Защитные действия хозяина против паразитарной инвазии. 4. Циклы развития паразитов, чередование поколений в циклах развития паразитов. Основные, резервуарные и промежуточные хозяева.
08.05.2013 Экология популяций 1. Структура и динамика популяций. Численность и плотность популяций. Плодовитость, смертность, миграционные процессы популяции. 2. Стабильные, растущие и сокращающиеся популяции. Экспоненциальный и логистический тип роста популяций. Внутрипопуляционная регуляция численности популяции. 3. Эффект группы (территориальность, фазовая изменчивость). 4. Возрастная структура популяций. Понятие о предрепродуктивном, репродуктивном и пострепродуктивном возрасте популяции. 5. Полиморфизм популяции. Популяция, как саморегулирующаяся экологическая система. Понятие об экологических стратегиях выживания (r-стратегия, K-стратегия).
15.05.2013 Биотические связи организмов 1. Типы биотических отношений (конкуренция, хищничество /органофагия/, паразитизм, комменсализм, синойкия, мутуализм, зоохория, аллелопатия, нейтрализм, аменсализм). 2. Трофические связи животных и растений (фитофаги, сапрофаги, копрофаги, зоофаги). Отношения «хищник – жертва», «паразит – хозяин» и их эволюционная роль. 3. Роль биотических взаимодействий в регуляции численности видов. Математические модели Лотки-Вольтерры. 4. Законы Вольтерры («Закон периодического цикла», «Закон сохранения средних величин», «Закон нарушения средних величин»). 5. Теорема («принцип») Гуазе.
22.05.2013 Экосистемы 1. Понятие об экосистемах. 2. Материально-энергетические процессы в экосистемах. Основные элементы экосистемы, обеспечивающие круговорот веществ. Потоки вещества и энергии в экосистемах. 3. Пищевые цепи и трофические уровни в экосистеме. Цепи и циклы питания. Понятия о продуцентах, консументах и редуцентах. 4. Закон 10%. Экологическая пирамида. Пирамида численности Эптона. Пирамида биомассы Ю. Одума. Пирамида энергии П. Дювиньо. Характеристика экологических пирамид в антропобиоэкосистемах. 5. Понятие о биологической продуктивности экосистем (валовая первичная продукция, чистая первичная продукция, вторичная продукция). Распределение биологической продукции на Земле. 6. Стратегическое и тактическое реагирование на колебания степени обеспеченности ресурсами.
29.05.2013 Влияние деятельности человека на биосферу 1. Общая характеристика антропических факторов. 2. Радиационное загрязнение среды. 3. Химическое загрязнение среды. 4. Электромагнитное загрязнение среды. 5. Загрязнение окружающей среды ксенобиотиками.
05.06.2013 Заключительное занятие Итоговый контроль уровня сформированных компетенций

Утверждено на заседании кафедры биологии 30 августа 2012 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: