Лекция № 5. Организационная структура среднего коммерческого банка

Приложение 16

Организационная структура среднего коммерческого банка

Приложение 15

Организационная структура судоремонтного завода

Приложение 14

Организационная структура государственного унитарного судоремонтного предприятия

Приложение 13

Организационная структура отеля

Приложение 12

Организационная структура муниципального унитарного автотранспортного предприятия

Приложение 11

Организационная структура рыбопромыслового колхоза

Приложение 10

Организационная структура рыбного порта

Приложение 9

Организационная структура морского торгового порта

Приложение 8

Организационная структура морского пароходства

Приложение 7

Организационная структура горнорудного предприятия

Приложение 6

Организационная структура туристической компании

Приложение 5

Организационная структура городской телефонной станции

Приложение 4

Организационная структура малого торгового предприятия

Приложение 3

Типовая организационная структура администрации (исполнительной власти) территории
(край, область)

Примечание: ------- – перспективные структурные элементы для будущего развития.


оглавление

Предисловие.. 3

Введение.. 5

1.Исследование и его роль в научной и практической
деятельности человека.. 9

1.1. Проблемы и методы их разрешения. 9

1.2. Научный метод.. 12

1.3. Системный анализ как основа научного исследования. 14

1.4.. Методологические особенности исследования
систем управления. 18

2. Система управления как объект исследования.. 27

2.1. Особенности исследования системы управления. 28

2.2. Объект теоретических исследований. Система управления
как частный случай общей теории систем.. 29

2.2.1. Основные положения и системные принципы.. 29

2.2.2. Понятие «система управления». 33

2.2.3. Виды и основные параметры систем управления.
Место и роль системы управления в организации. 35

2.3. Структуризация систем управления. 40

2.3.1. Концепция классов систем Черняка. 41

2.3.2. Концепция статики и динамики системы Ансоффа. 42

2.3.3. Концепция четырех переменных системы Евенко. 43

2.3.4. Концепция четырех подсистем Фатхутдинова. 44

2.3.5. Концепция трех подсистем Виханского и Наумова. 45

2.3.5.1. Подсистемы системы управления. 45

2.3.5.2. Структурно-функциональная подсистема. 47

2.3.5.3. Информационно-поведенческая подсистема. 48

2.3.5.4. Подсистема саморазвития. 51

2.4. Особенности исследования подсистемы саморазвития. 53

3.Методология исследования системы управления.. 58

3.1. Методология исследования системы управления. 58

3.2. Алгоритм исследования системы управления. 60

3.3. Алгоритм выбора критериев эффективности.. 66

3.4.. Алгоритм выбора метода проведения исследования
системы управления. 67

3.4.1. Алгоритм выбора метода проведения исследования. 67

3.4.2. Классификация методов проведения исследования. 71

3.5.. Организационно-методическое обеспечение
проведения исследования. 75

4.Основные характеристики
и особенности применения видов и методов
проведения исследования.. 83

4.1. Метод структуризации целей.. 83

4.2. Экспертно-аналитические методы исследования. 85

4.2.1. Экспертный метод исследования. 85

4.2.2. Методы обследования. 94

4.2.2.1. Общие подходы.. 94

4.2.2.2. Оценка потенциала или рейтинга системы.. 95

4.2.3. Диагностические методы.. 98

4.2.4. Графические методы.. 99

4.3. Организационное моделирование. 101

4.4. Комбинированные методы исследования. 108

5. Исследование структур управления.. 113

5.1. Объект исследования структур управления. 114

5.2.. Основы структурного деления: признаки, принципы,
разделение труда и полномочий.. 115

5.3. Типология управленческих функций.. 124

5.3.1. Классификация управленческих функций в статике. 127

5.3.1.1. Классификация специфических функций
в статике по видам.. 127

5.3.1.2. Классификация управленческих функций
в статике по специализации и дифференциации
подразделений. 134

5.3.1.3. Классификация управленческих функций
в статике по элементам структуры.. 135

5.3.2. Классификация функций в динамике. 135

5.4.. Организационная структура как объект исследования.
Типология и классификация. 136

5.4.1. Общие подходы.. 136

5.4.2. Структуризация по элементам структуры.. 137

5.4.3. Структуризация по специализации и дифференциации
подразделений. 140

5.4.4. Структуризация по видам и типам структуры.. 141

5.4.4.1. Иерархические организационные структуры.. 144

5.4.4.2. Матричные организационные структуры.. 146

5.4.4.3. «Дуальные» организационные структуры.. 147

5.4.4.4. Параллельные организационные структуры.. 149

5.4.4.5. Сетевые организации как результат централизации
и дезинтеграции иерархических структур. 151

5.4.5. Факторы, определяющие сложность
организационной структуры.. 156

5.5. Основные характеристики организационной структуры.. 156

5.6. Масштаб управляемости.. 158

5.7. Особенности исследования структур управления. 164

6.Исследование информационного обеспечения
системы управления: организационный аспект.. 173

6.1.. Логика исследования информационного обеспечения
управления. 174

6.2. Информационное обеспечение: организационный аспект. 175

6.2.1. Информационное обеспечение управления:
общие положения, структура, состав, ресурсы.. 175

6.2.2. Информационные потоки. 180

6.3.. Особенности исследования
информационного обеспечения управления. 184

6.3.1. Методы исследования информационных потоков. 185

6.3.2. Уточнение документированного информационного
обеспечения управления. 188

6.3.3. Измерение информационной обеспеченности управления. 194

7.Оценка эффективности системы управления
и ее исследования. Подходы... 198

7.1. Объект исследований эффективности системы управления. 199

7.2.. Эффективность системы управления
в свете основных законов общей теории организации.. 201

7.3.. Режимы жизнедеятельности организации
и эффективность системы управления. 203

7.4.. Критерии и методы оценки эффективности
систем управления. 206

7.4.1. Общие подходы.. 206

7.4.2. Концепция эффективности Евенко. 208

7.4.3. Концепция эффективности организационной структуры
Мильнера. 210

7.4.4. Пространственная модель эффективности управления. 211

7.4.5. Методы и индикаторы оценки эффективности систем
управления в разрезе факторов эффективности. 215

7.4.5.1. Индикаторы фактора цели управления.
Оценка результативности системы управления. 215

7.4.5.2. Индикаторы фактора «качество организационного
поведения». Оценка экономичности управления. 217

7.4.5.3. Индикаторы фактора «потенциал системы». Оценка
адаптивности, управляемости и устойчивости. 219

7.4.5.4. Индикаторы фактора «рациональность структуры».
Оценка эффективности управления. 220

7.5.. Основные источники и методы оценки эффективности
исследования системы управления. 228

8.Научная ценность и прикладное значение
исследования системы управления.. 233

8.1. Особенности проведения изменений в системе управления. 234

8.2. Содержание и логика развития системы управления. 243

8.2.1. Подходы к развитию системы управления. 243

8.2.2. Общие принципы развития системы управления. 246

8.2.3. Логическая схема развития системы управления. 247

8.2.4. Поиск оптимальной организационной структуры
системы управления. 250

8.3.. Основные методологические подходы
к проектированию системы управления. 252

8.3.1. Методология проектирования систем управления. 253

8.3.2. Проработка механизмов координации работ.. 257

8.3.3. Проектирование экономических рычагов управления. 261

Заключение.. 265

Приложение 1

Признаки функциональных элементов по Лагоше. 266

Приложение 2

Дивизиональная организационная структура. 268

Приложение 3

Организационная структура малого торгового предприятия. 269

Приложение 4

Организационная структура городской телефонной станции. 270

Приложение 5

Организационная структура туристической компании. 271

Приложение 6

Организационная структура горнорудного предприятия. 272

Приложение 7

Организационная структура морского пароходства. 273

Приложение 8

Организационная структура морского торгового порта. 274

Приложение 9

Организационная структура рыбного порта (2002 г.) 275

Приложение 10

Организационная структура рыбопромыслового колхоза
(2002 г.) 276

Приложение 11

Организационная структура муниципального унитарного
автотранспортного предприятия. 277

Приложение 12

Организационная структура отеля. 278

Приложение 13

Организационная структура государственного унитарного
судоремонтного предприятия. 279

Приложение 14

Организационная структура судоремонтного завода (2002 г.) 280

Приложение 15

Организационная структура среднего коммерческого банка. 281

Приложение 16

Организационная структура администрации Приморского края
(распоряжение главы администрации Приморского края
№ 51 от 24.12.1991) 282

Приложение 17

Организационная структура администрации Приморского края
(по состоянию на 19.01.1996) 283

Приложение 18

Организационная структура администрации
муниципального образования города Уссурийска
и Уссурийского района (1999 г.) 284

Приложение 19

Организационная структура администрации муниципального
образования Пограничного района (2000 г.) 285

Приложение 20

Типовая организационная структура администрации
(исполнительной власти) территории (край, область) 286


[1] Эвристические методы, эвристика – наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые в открытии нового и в обучении. Известны три эвристические модели: модель слепого поиска (метод проб и ошибок); лабиринтная модель (процесс решения – это блуждание по лабиринту); структурно-семантическая модель (отражает семантические отношения между объектами, составляющими область задач).

[2] Методология (от метод и …логия) – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания (Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 724).

[3] Эти термины встречаются в научной и учебной литературе.

[4] Большой экономический словарь /Под ред. А.Н.Азрилияна. – М.: Фонд правовой культуры, 1994. – 528 с.

[5] Статистический словарь / Гл. ред. Ю.А. Юрков. Редкол.: И.К. Беляев­ский, В.А. Варенов, В.И. Галицкий и др. – М.: Финстатинформ, 1996. – 479 с.

[6] Репрезентативность – показательность, в статистике – соответствие полученных в результате выборочного наблюдения данных показателям, характеризующим всю генеральную совокупность.

[7] Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Фонд правовой культуры, 1994. – 528 с.

[8] Этот термин впервые был использован в статье Людвига фон Берталанфи – Ludwing von Bertalanffy. General System Theory: A Mew Approach to Unity of Science. Human Biology. December. 1951.

[9] Трансцендентальный – запредельный, не поддающийся научному осмыслению.

[10] Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. – М.: Политиздат, 1987. – 590 с.

[11] Там же.

[12] Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. – М.: Политиздат, 1987. – 590 с.

[13] Большой энциклопедический словарь. – М., 1998.

[14] Синергетика – область научных исследований, целью которых является выявление общих закономерностей в процессах образования, устойчивости и разрушения упорядоченных временных и пространственных структур в сложных системах различной природы.

[15] Самоорганизация в природе и обществе: Философско-методологические очерки / Под ред. С.С. Гусева и др. – СПб.: Наука, 1994. – С.128.

[16] Энтропия – поворот, превращение, в данном контексте уменьшение внутренней упорядоченности или деградация.

[17] Негэнтропия – увеличение или сохранение внутренней упорядоченности.

[18] На основе формулировок из достаточно общей теории управления (1997) и теории Р.А. Розенцвейга (1997).

[19] TQM – Total Quality Management.

[20] Понятие, принятое в кибернетике и обозначающее объект с неизвестной внутренней структурой.

[21] Например, в кн.: Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г. Ла­пусты. 5-е изд., измен. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 750 с.

[22] дескриптивное – поведенческое.

[23] Морфология – это наука о структуре и форме.

[24] Организация, заказавшая исследование, может поставить условия о про­ведении независимой экспертизы полученных результатов (итогового отчета).

[25] Подробнее об исследовании и проектировании СУ в кн. А.В. Игнатьевой (2001).

[26] Рабочая книга по прогнозированию / Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. – М.: Мысль, 1982. – 430 с.

[27] Управление организацией: Учебник. 2-е изд, перераб. и доп. / Под. ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 669 с.

[28] Подробнее в кн. А.Г. Игнатьевой и М.М. Максимцова (2001).

[29] Белкин Я. Исследование систем управления. – Интернет, 1997.

[30] Подробнее о методике факторного анализа см.: Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 5-е изд. – Минск: ООО Новое знание, 2000. – 688 с.

[31] Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румян­цевой, Н.А. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 669 с.

[32] Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румян­цевой, Н.А. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 669 с.

[33] Следует отметить, что O’Доннел (1981) выделял только матричную структуру, считая ее весьма перспективной.

[34] Бурков В.Н. и Ириков В.А. (1994) рассматривают организацию как организационную систему, являющуюся совокупностью организационной структуры и организационного механизма.

[35] Мескон М. в книге «Основы менеджмента» приводит множественную классификацию понятия «полномочия» как для самого аппарата управления, так и для линейных служб.

[36] Подобное иерархическое построение Муни Д. (1951) называет «скалярным принципом» организации: чем четче линия полномочий от высшего должностного лица на предприятии до каждого подчиненного, тем более эффективны процесс принятия решений и коммуникация в масштабе всего предприятия.

[37] Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. – 504 с.

[38] Подробнее в: Классики менеджмента: Пер. с англ. Ю.Н. Каптуревского / Под. ред. М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2001. С. 230–321.

[39] Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. – 504 с.

[40] Управление – это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. – М.: Республика, 1992.

[41] Для региона это статья 21/2г Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.00 № 184-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.00 № 106-ФЗ.

[42] Э.М. Коротков (1997) идентифицирует организационные структуры с системой управления и называет их типами систем управления (С. 85).

[43] Логистика – система управления перемещением и складированием товаров, основанная на использовании экономического моделирования, компьютеризации и развитии транспортно-складской инфраструктуры (Статистический словарь / Гл. ред. Ю.А. Юрков; Редкол.: И.К. Беляевский, В.А. Варенов, В.И. Га­лицкий и др. – М.: Финстатинформ, 1996. – 479 с.)

[44] Менеджмент (современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. – 504 с.

[45] Там же.

[46] Достаточно общая теория управления (Редакция 1996 г.). – СПб., 1997. – 171 с.

[47] Закон принятия решений по Вольфу: Серьезные судьбоносные решения редко принимаются группой, включающей более четырех человек. Если вы полагаете, что более многочисленное совещание самостоятельно выработало решение, то вы, вероятнее всего, заблуждаетесь. Либо решение было согласовано немногочисленной группой лиц еще до начала совещания, либо принятое совещанием решение будет «подправлено» тремя-четырьмя лицами, собравшимися после совещания (4048 законов жизни. Собрание и предисловие А.П. Кондрашова. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. – 512 с.

[48] Повторение, повторное применение.

[49] В основу положено определение, приведенное в монографии: Информационное обеспечение интегрированных производственных комплексов. – Л.: Машиностроение. Ленинградское отделение, 1986. – 264 с. (с. 23).

[50] Информационное обеспечение систем управления предприятиями железнодорожного транспорта. – М.: Транспорт, 1980. – 168 с.

[51] Информационное обеспечение интегрированных производственных комплексов. – Л.: Машиностроение. Ленингр. отделение, 1986. – 264 с.

[52] Дональд Т. Вински. Функции информационных систем управления // Современное управление: Энциклопедический справочник. Т. 2. – М.: Издатцентр, 1997. С. 9-4 – 9-9.

[53] Подробнее в кн. А.Г. Игнатьевой и М.М. Максимцова (2001).

[54] Белкин Я. Исследование систем управления. – Интернет, 1997.

[55] Этот промежуток времени индивидуален и зависит от действия различных факторов. Следует отметить, что общепринятой классификации этапов жизненного цикла организации пока не существует.

[56] «Результативный» или «результативность» по Ожегову – это «дающий хорошие результаты».

[57] «Эффективный» или «эффективность» по Ожегову – это «дающий эф­фект»; производное от «эффект» – «действие как результат чего-нибудь, следст­вие чего-нибудь».

[58] По Ожегову «экономичный» – это «дающий возможность что-нибудь сэкономить, выгодный».

[59] Белкин Я. Исследование систем управления. – Интернет, 1997.

[60] Созинов В.А. Организационные и экономические особенности регулирования регионального развития (на примере Приморского края) // Автореф. дис. … канд. экон. наук. – Владивосток: ВГУЭС, 1997. – 23 с.

[61] Рассчитано по управленческой вертикали каждого заместителя главы администрации (по подразделениям, замыкающимся на каждого из них).

[62] Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г. Лапусты. 5-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 750 с.

[63] Там же.

[64] Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г. Лапусты. 5-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 750 с.

[65] Белкин Я. Исследование систем управления. – Интернет, 1997.

[66] Методические основы количественной оценки уровня организации труда, производства и управления на предприятии. – М.: НИИ Труда, 1973. – 80 с.

[67] Белкин Я. Исследование систем управления. – Интернет, 1997.

[68] Закон Мэрфи: «Каждое решение порождает новые проблемы».

[69] Это подход к процессу принятия решений, при котором исполнительные работники рассматривают текущую ситуацию, пытаются ограничить изменения в этой ситуации на основе ограниченного числа альтернатив и тестируют эти изменения, вводя их постепенно одно за другим.

[70] Для выполнения такого анализа используется матрица SWOT.

[71] Устойчивость и адаптивность всей организации не может превышать таковые показатели у наименее устойчивого и наименее адаптивного из ее подразделений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: