Проблемы развития предпринимательства

Рыночные институты и рынок факторов производства.

Рынок - это совокупность институтов, обеспечивающих организацию совместной экономической деятельности людей, экономического обмена между ними в форме купли-продажи товаров и услуг. Функционирование рынка основано на таких базовых принципах, как:

- частная собственность;

- добровольное и эквивалентное взаимодействие самостоятельных и независимых экономических субъектов;

- конкуренция.

Совокупность институтов образует целостную систему или институциональную среду. «Рыночность» институ­тов определяется соответствием их характера основным прин­ципам рыночной экономики:

- свободы хозяйственной деятельности;

- всеобщности рыночных отношений;

- плюрализма и равноправия форм собственности;

- саморегулирования хозяйственной деятельности;

- свободного ценообразования;

- самофинансирования и экономической ответственности;

- гармоничного сочетания государства и рынка.

В соответствии с наиболее признанной формулировкой, под институтами понимаются формальные и неформальные правила, структурирующие формы социальных взаимоотношений во всех сферах общественной жизни, а также механизмы их соблюдения. Из сказанного следует, что институты выступают как ограничения социальных действий в самом широком понимании или как правила игры в тех иных секторах общего социального пространства.

Важнейшими рынками, где функционируют реальные рыночные институты, процессы и механизмы, являются рынки факторов производства, финансовые и товарные.


Системообразующую функцию в рыночной экономике играет рынок факторов производства (их делят на четыре группы: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность). Их рассматривают также как факторы предложения. Иногда, в зависимости от цели анализа, в их состав включают техноло­гию, информацию и экологию.

Институционально-организационной основой функциони­рования рынка факторов производства является биржевой механизм (товарные и фондовые биржи, биржи труда и др.).

Финансовые рынки охватывают рынок денеж­ных средств, валютный рынок, рынок золота, рынок капитала. Последний часто подразделяют на рынок ценных бумаг (фондо­вый рынок) и рынок ссудных капиталов.

К основным институтам товарных рынков (рынков товаров и услуг) относят торговые предприятия (оптовые и розничные), торговые дома и товарные биржи.


Вопросы функционирования рынков, в том числе и требова­ния, предъявляемые к его участникам, ре­гулируются как государственными органами, так и собственно рыночными механизмами. В переходных экономиках, в том числе и в Беларуси, ключевые рыночные институты развиты еще недостаточно. В экономике сохранились монополии, многие из них даже укрепили свои позиции. Тем не менее, по мере роста открытости белорусской экономики и освоения государством методов антимонопольной политики постепенно зарождается конкурентная среда; созданы почти все базовые элементы рыночной системы, негосударственные финансовые учреждения, в том числе коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды, фондовые биржи и др.; действуют рыночные финансовые механизмы и рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды и др.).

Но для полноценного функционирования экономики необходимы более глубокие и всесторонние институциональные преобразования, в том числе увеличение потенциала и совершенствование созданных институтов (например налоговой системы), а также формирование новых структур (рынков капитала, земли, труда), которые пока находятся на начальной стадии своего развития. Все это требует комплекс­ных и последовательных мер по укреплению института частной собственности, проведению эффективной приватизации, совер­шенствованию механизмов банкротства несостоятельных пред­приятий и выведению их из экономического оборота без нанесе­ния существенного ущерба коллективам работников.

Ключевым элементом перехода к рыночной системе хозяйствования является создание эффективно действующих рынков труда. Как фактор производства труд — самый значимый из всей их совокупности. В промышленно развитых странах на долю труда приходится до 75 % ВНП.

Рынок труда - это многоуровневая система рыночных институтов, орга­низаций и учреждений государственного сектора, бизнес-сооб­щества и общественных объединений (профсоюзов и др.), реша­ющих всю совокупность проблем воспроизводства рабочей си­лы и использования труда.

Эффективно действующие рынки труда необходимы для то­го, чтобы облегчить переход работника на другое место работы, где его труд наиболее производителен.

Для эффективного функционирования рынков труда в условиях свободы предпринимательства требуется характерная для развитой рыночной экономики экономическая инфраструктура, предусматривающая частную собственность, конкуренцию, рынки капитала и мобильность рабочей силы. И до тех пор, по­ка такая инфраструктура не создана, за государством остаются важнейшие функции в регулировании рынка труда.

Государственная политика в социально-трудовой сфере в пе­реходный период направлена на удержании безработицы на макси­мально низком, экономически эффективном и политически приемлемом уровне.

Ведущим стратегическим направлением развития рынка труда в Беларуси остается его перевод на эффективные рыноч­ные (включая биржевые) механизмы с сохранением ключевой роли государства в создании общесистемных условий становления рыночных институтов, правовой защите трудящихся, установлении социальных стандартов и уровня минимальной заработной платы, регулировании налоговой нагрузки на труд, развитии социального партнерства (государства, бизнеса, профсо­юзов) в области занятости населения.

Капи­тал как фактор производства - это созданные человеком ресур­сы, используемые для производства товаров и услуг, или сред­ства производства, инвестиционные товары, которые не участвуют непосредственно в удовлетворении потребностей человека (оборудование, здания и сооружения). С этих позиций рынок капитала представляет собой рынок финансового капитала (прежде всего кредитный рынок), т.е. финансовых средств, предназначенных для приобретения оборудования, зданий и сооружений.

Потоки капитала, в том числе международные, классифи­цируются по формам. По функциональному назначению разли­чают движения ссудного капитала (в виде кредита) и предпри­нимательского капитала (в виде инвестиций); по принадлеж­ности выделяют частный и государственный капитал, по целе­вому назначению — частные и государственные, прямые и портфельные инвестиции; по срокам движения — кратко-, средне- и долгосрочный капитал.


Рынок краткосрочного ссудного капитала, или денежный рынок, — это рынок сделок по краткосрочным ценным бумагам с низким уровнем риска. Основными ценными бумагами денежного рынка являются казначейские векселя, коммерческие бумаги, банковские ак­цепты и свободно обращающиеся депозитные сертификаты.

Как показывает развитие мировой экономики, доминирующее место в системе финансовых рынков занимают рынки капитала. Собственно рынок капитала функционально подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок ссудного капитала.

Рынок ссудного капитала — это рынок среднесрочных (от 1 года до 5 лет) и долгосрочных (свыше 5 лет) ссуд, опосредую­щий соединение предложения денеж­ных накоплений нефинансового сектора и спроса на ссуды, необходимые для финансирования (инвес­тиций). Часто его называют рынком капитала. Он охватывает рынок банковских ссуд и рынок долговых ценных бумаг (обли­гаций, векселей и др.).

Рынок ценных бумаг — часть рынка капитала, где осущест­вляются эмиссия, купля-продажа ценных бумаг и прав на них. Ценные бумаги — платежные документы (чеки, векселя, ак­кредитивы и др.) и фондовые ценности (акции, облигации и др.) в национальной и иностранной валютах.

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) выполняет две функции. Первая заключается в обеспечении гибкого меж­отраслевого перераспределения капиталов и мобилизации де­нег населения. Вторая предполагает мобилизацию временно свободных денежных средств для удовлетворения нужд госу­дарства и других организаций.

Рынок ценных бумаг в свою очередь делится на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой, срочный и спотовый.

Таким образом, рынок капитала — это долгосрочный сегмент рынка ссудных капиталов, включающий прежде всего выпуск облигаций и акций и их вторичные рынки. На нем аккумулируются и обращаются долгосрочные капиталы и долговые обяза­тельства. В условиях рыночной экономики он является основным видом финансового рынка, с помощью которого компании изыскивают источники финансирования своей деятельности.

Именно наличие и развитость рынков капитала отличают промышленно развитые страны от развивающихся и стран с переходной экономикой, где возможности мобилизации промышленного и торгового капиталов либо отсутствуют, либо весьма ограничены.

Состояние и тенденции развития рынка капитала в Беларуси. Становление рынка капитала в стране началось в 1990 г. с принятием Закона «О Национальном банке Республики Бела­русь» и шло по таким направлениям, как формирование нацио­нальной финансово-кредитной системы, межбанковского, ва­лютного и фондового рынков. В 1994 г. была учреждена Межбанковская валютная биржа (МВБ), в 1999 г. — Белорусская валютно-фондовая биржа (БВФБ).

Рынок капитала в форме торговли продукцией производ­ственно-технического назначения складывается в стране с кон­ца 80-х гг. XX в. и ныне функционирует в системе финансовых и товарных рынков страны.

Важнейшей проблемой современного этапа развития рынка капитала является отставание его потенциала, объема и динамики от темпов роста белорусской экономики, от потребности формирования внутренних инвестиционных ресурсов и их перераспределения в реальный сектор. Это сдерживает создание в Беларуси эффективной ин­вестиционно-инновационной модели развития.

Валютный рынок — это система экономических и организационных отношений, возникающих между домашними хозяйствами, фирмами, коммерческими банками и другими финансовыми учреждениями по операциям купли-продажи иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах.

Институциональными участниками валютного рынка являются коммерческие и центральные банки, валютные бир­жи, брокерские агентства, международные корпорации (субъек­ты — и экспортеры, и импортеры).

Республика приступила к формированию валютного рынка в 1992 г. Главным валютным рын­ком является Межбанковская валютная биржа (с 1999 г. — ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»). Членами МВБ являются банки или другие финансовые уч­реждения, имеющие лицензию на ведение валютных операций. Непосредственное проведение торгов и определение текущего курса поручено специальному сотруднику биржи — курсовому маклеру.

В условиях ограниченных иностранных инвестиций ситуа­ция на валютном рынке страны в основном зависит от тенден­ций во внешней торговле и механизмов финансирования экс­портно-импортных потоков.

Фондовый рынок яв­ляется частью рынка капитала, где осуществляются эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Основное его назначение состоит в обеспе­чении аккумулирования временно свободных денежных средств для инвестирования в перспективные отрасли экономики. Кро­ме того, фондовый рынок, или рынок ценных бумаг, решает та­кие задачи, как обслуживание государственного долга, пере­распределение прав собственности, спекулятивные операции.

Общая структура фондового рынка представлена инвестора­ми (стратегическими и институциональными), эмитентами (ор­ганизациями, заинтересованными в привлечении денежных средств для развития производства), инфраструктурой — свя­зующим звеном между инвесторами, эмитентами и органами регулирования его деятельности.

Функционирование фондового рынка (первичного и вторич­ного) обеспечивают профессиональные участники: операторы (брокеры, дилеры); организаторы работы бирж (торговых пло­щадок); клиринговые организации, банки и депозитарии; реест­родержатели.

В современной рыночной экономике эффективный фондо­вый рынок рассматривается как главное национальное достоя­ние. Рынок ценных бумаг является одним из основных источников финансирования инвестиций в реальном секторе экономики.

Из всей совокупности функций фондового рынка особенно важны:

инвестиционная, т.е. образование и распределение инвестиционных ресурсов, необходимых для развития производства;

передела собственности путем использования пакетов ценных бумаг, прежде всего акций.

Беларусь приступила к формированию национального фондового рынка в 1992 г., когда был принят Закон «О ценных бумагах и фондо­вых биржах».

Прозрачность и контролируемость фондового рынка со сто­роны государства обеспечивает Департамент по ценным бумагам при Министерстве финансов Республики Беларусь

В настоящее время роль фондового рынка в развитии экономики страны недостаточна. Имеются проблемы и в развитии самого фондового рынка. Одна из них состоит в отсутствии существенных объемов иност­ранных инвестиций в его инструменты. Другая - в невысоком уровне капитализации национального фондо­вого рынка, что объясняется низкими рыночными спросом и предложением на нем.

Таким образом, в настоящее время в республике сложилась ситуация, когда, с одной стороны, созданы инфраструктура, нормативно-правовая база фондового рынка, системы государ­ственного регулирования и регулирования межгосударственно­го обращения ценных бумаг, отвечающие требованиям между­народных стандартов, а с другой — размеры иностранных порт­фельных инвестиций и капитализация национального фондо­вого рынка не соответствуют уровню и динамике макроэконо­мических показателей экономики Беларуси и отстают от дру­гих стран с переходной экономикой.

Формирование и становление институтов рынка в переходной экономике Бела­руси происходит неравномерно.

Так, товарный рынок (рынок потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения) и ры­нок услуг в переходный период незначительно отличались от аналогичных рынков экономически развитых стран Запада по насыщенности товарами и услугами, ассортименту, организа­ционно-юридическим формам и другим параметрам.

Уровень развития рынков труда, капитала, земли и других значительно ниже из-за слабости их институционально-органи­зационной основы, в том числе биржевого механизма. Пока остается невысокой мобильность трудовых ресурсов из-за избыточной численности работающих на большинстве предприятии и трудностей, связанных с переездом на новое место жительства при смене работы. Незначительную роль в мобилизации финансовых ресурсов играет и продажа корпоративных ценных бумаг.

Неравномерное развитие различных сегментов рынка, порождает огромное количество очень непростых проблем, или «трудностей роста», в трансфор­мационной деятельности государства, общества, субъектов хо­зяйствования, что является предметом дальнейших реформ.

Ключевыми проблемами в постсоциалистических странах при переходе к рыночной экономике являются реформирование отношений собственности и развитие предпринимательства.

Переход к рыночной экономике в обязательном порядке предполагает формирование субъектов рыночных отношений — независи­мых, самостоятельных, экономически ответственных товаро­производителей, что в свою очередь требует осуществления раз­государствления и приватизации предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства.

Разгосударствление — это передача имущества из государ­ственной собственности в иную — акционерную, коллектив­ную, кооперативную, частную, смешанную.

Приватизация — передача государственной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.

Формы собственности в нашей стране определяются Консти­туцией Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп. от 24 ноября 1996 г.) и Гражданским кодексом. В соответствии с этими основополагающими документами в стране существуют две формы собственности — государственная и частная.

Государственная собственность выступает в виде республи­канской и коммунальной (собственность административно-тер­риториальных единиц). Исключительную собственность госу­дарства составляют недра, вода, леса. В собственности государства находятся также земли сельскохозяйственного назначения.


Главными целями разгосударствления и приватизации оста­ются повышение эффективности производства, создание конку­рентной среды, активизация инвестиционной и инновацион­ной деятельности, привлечение иностранных инвестиций. При осуществлении этих целей необходим учет социальных и эколо­гических последствий приватизации.

Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь, хо­зяйствующими субъектами могут быть коммерческие и неком­мерческие организации.

Коммерческими являются организации, преследующие из­влечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участни­ками. Они могут создаваться в форме хозяйственных товари­ществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Некоммерческие — это организации, не ставящие целью из­влечения прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Они могут иметь форму потребительских кооперативов, общественных или религиозных организации (объединений), финансируемых собственником учреждении, благотворительных и иных фондов, а также другие формы, предусмотренные законодательством.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным фондом. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме как полного, так и коммандитного товарищества; хозяйствен­ные общества — в форме акционерного общества, общества с ог­раниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью.

Участниками полных товариществ и полными товарищами в коммандитных товариществах могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации; участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в коммандитных товариществах — граждане и юридические лица.

Государственные органы, органы местного управления и са­моуправления не вправе выступать участниками хозяйствен­ных обществ и вкладчиками в коммандитных товариществах, если иное не установлено законодательством.

Полным является товарищество, участники которого (пол­ные товарищи) в соответствии с заключенным между ними до­говором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно друг с другом несут субсиди­арную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Коммандитным признается товарищество, в котором наря­ду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обяза­тельствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников (вкладчи­ка, коммандитов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.


Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное двумя или большим количеством лиц общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признается учрежденное двумя или большим количеством лиц общество, уставный фонд которого разделен на доли определен­ных учредительными документами размеров. Участники 0Д0 солидарно несут субсидиарную ответственность по его обяза­тельствам своим имуществом в пределах, определяемых учре­дительными документами общества, но не менее размера, уста­новленного законодательными актами.

Акционерным обществом (АО) признается общество, устав­ный фонд которого разделен на определенное число акций. Уча­стники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и не­сут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Открытым акционерным обществом (ОАО) признается общество, участник которого может отчуждать принадлежа­щие ему акции без согласия других акционеров неограниченно­му кругу лиц. ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную их продажу на условиях, устанавливаемых законодательством.

Акционерное общество, участник которого может отчуж­дать принадлежащие ему акции с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц, признается закрытым акцио­нерным обществом (ЗАО). Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным обра­зом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число участников ЗАО не должно превышать числа, установ­ленного законодательством. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право покупки акций, продаваемых другими участниками этого общества.

Производственным кооперативом (артелью) является ком­мерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в деятельности производственного кооператива и субсидиарную ответственность по его обязательствам в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уставом, но не меньше полученного в данной организации годового дохода.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между его работниками. Форму унитарных могут иметь государственные (республи­канские или коммунальные) либо частные предприятия.

По решению Правительства Республики Беларусь на базе имущества, находящегося в республиканской собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, — казенное предприятие. Его учредительным документом является устав, утверждаемый Со­ветом Министров. Республика Беларусь несет субсидиарную от­ветственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Прави­тельства.

Реструктуризация — это структурная реорганизация, уп­равленческая и финансовая адаптация предприятия к успеш­ной работе в рыночных условиях. Процесс реструктуризации может быть пассивным и активным.

Пассивная реструктуризация осуществляется за счет рацио­нального использования имеющегося оборудования, совершен­ствования форм и методов управления, маркетинговой деятель­ности без значительных дополнительных финансовых средств. Пассивная реструктуризация проводится в сжатые сроки и, как правило, до приватизации.

Активная реструктуризация происходит за счет средств стратегического инвестора в постприватизационный период и рассчитана на более продолжительный период.

В современной практике применяются различные варианты реструктуризации:

реструктурирование государственных предприятий реаль­ного сектора экономики с целью их акционирования и сохране­ния за государством контрольного пакета акций;

реструктурирование с целью дальнейшей продажи пред­приятия, что особенно актуально в отношении объектов малой приватизации;

реструктурирование после приватизации объекта за счет средств потенциального инвестора.

Особой формой реструктуризации является создание финан­сово-промышленных групп (ФПГ). Многие крупные предприя­тия во взаимодействии с банковскими структурами при широ­ком использовании маркетинговых форм работы могут стать эффективными субъектами мирохозяйственных связей.

Основные принципы реструктуризации предприятия заключаются в рыночной самоорганизации и конкурентоспособ­ности на внутреннем и внешнем рынках. Государство должно создавать необходимые макроэкономические условия, прово­дить требуемые институциональные преобразования, смягчать отрицательные социальные последствия от ликвидации и ре­структуризации неэффективных (хронически убыточных) про­изводств на основе разработки и реализации соответствующих программ.

Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности.

Конкуренция на рынке выступает в разных формах и осуще­ствляется различными способами. Она может быть внутриот­раслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).

В зависимости от условий, в которых она происходит, раз­личают совершенную конкуренцию, чистую монополию, моно­полистическую конкуренцию и олигополию.

Совершенная конкуренция представлена в таких сферах деятельности, где действует достаточно много продавцов и покупа­телей идентичного (стандартного) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на его цену.

Чистая монополия является антиподом совершенной кон­куренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий аналогов.

Монополистическая конкуренция (или монополия по диф­ференцированному продукту) предполагает относительно боль­шое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.

Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворя­ется небольшим числом производителей. Чаще всего на олигополистическом рынке действуют от трех до десяти крупных фирм (предприятий), на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

Процесс становления конкуренции в переходной экономике во многом зависит от темпов преобразования отношений собственности. Чем быстрее идет процесс приватизации, чем больше доля негосударственных предприятий на рынке, тем выше эффективность конкурентно­го рыночного механизма.

Гражданский кодекс Республики Беларусь дает следующее определение предпринимательству: «Предпринимательская дея­тельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц,… направленная на систематическое получение при­были…».

Предпринимательство может быть как частным, так и госу­дарственным и осуществляется как в индивидуальной, так и в коллективной форме.

Государственное предпринимательство осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо органи­зациями со значительной степенью государственного участия (в капитале и управлении). Государство в современной рыночной экономике выступает как круп­ный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике.

Разновидностью государственного предпринимательства яв­ляется также предоставление концессий — сдача в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.

Переход к рыночной экономике связан с неуклонным увеличением доли негосударственной собственности и развитием частного предпринимательства.

Частное предпринимательство — экономическая система в которой хозяйственной деятельностью занимаются независи­мые физические лица или фирмы (предприятия) при мини­мальном вмешательстве государства.

В Республике Беларусь частное предпринимательство представлено главным образом малым бизнесом.

Малый бизнес — предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему законодательству малое предпринимательство в нашей стране представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действуют законы о предпринимательстве и государственной поддержке малого предпринимательства. Разрабатываются и реализуются ежегодные программы государственной поддержки и региональные программы. Созданы Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров.

В стране сложилась определенная инфраструктура поддерж­ки предпринимательства: фонды финансовой поддержки пред­принимателей, центры поддержки предпринимательства, инку­баторы малого предпринимательства, инновационные центры.

Вместе с тем государственные меры по поддержке малого бизнеса осуществляются недостаточно последовательно. Местные органы управления не всегда заинтересованы в развитии субъектов малого предпринимательства.

Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельско­хозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновацион­ная деятельность.

ЛЕКЦИЯ 13. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Государственное регулирование экономики, независимо от того, командно-распределительной или рыночной она является, объективно необходимо для любого правительства. Государство прямо или косвенно определяет важнейшие параметры рынка, устанавливает ориентиры деятельности отдельных фирм и предпринимателей. Оно формирует общее экономическое пространство, устанавливает ограничения для общест­венно опасной деятельности.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контро­лирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: