Государственная Дума

Совет Федерации

Органы законодательной власти (Федеральное Собрание)

Комиссия по пра­вам человека при Президенте РФ

Для содействия реализации главой государства полномочий гаран­та прав и свобод человека и гражданина образована Комиссия по пра­вам человека при Президенте РФ. Комиссия для выполнения возложенных на нее задач анализирует информацию, рассматривает обра­щения лиц и организаций о фактах нарушений прав и свобод, прове­ряет информацию об ущемлении прав, представляющем особую обще­ственную опасность. Комиссия имеет право запрашивать необходимые документы и материалы у органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, организаций, должностных лиц; заслуши­вать на заседаниях информацию соответствующих должностных лиц по вопросам, связанным с защитой прав и свобод граждан.

Рекомендации и заключения Комиссии, принятые в пределах ее полномочий, направляются соответствующему органу государствен­ной власти, в компетенцию которого входит решение данного во­проса. Орган государственной власти, его должностные лица, полу­чившие рекомендации и заключения Комиссии, обязаны их рас­смотреть и уведомить ее о принятом решении. В необходимых слу­чаях информация об этом доводится до сведения Президента РФ.

Председатель Комиссии и ее состав утверждаются Указом Прези­дента РФ. Члены Комиссии, кроме председателя, работают в ней на общественных началах. Информационное, документационное, пра­вовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Комиссии осуществляет отдел Администрации Президента РФ.

Законодательную власть, т.е. принятие обязательных для всех законов, отражающих волю народа, осуществляет парламент страны. Такие законы могут принимать только уполномоченные им представители. Поэтому законодательная власть одновременно яв­ляется, как правило, представительной. Парламент не только занимается законодательной деятельно­стью, но и утверждает государственный бюджет, участвует в форми­ровании внутренней и внешней политики государства, контролиру­ет исполнение законов. Авторитет парламента существенно повы­шается при наличии у него права на проведение самостоятельных расследований по фактам нарушения конституции.

Парламент России — Федеральное Собрание — состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. По аналогии с мировой практикой первая палата считается верхней, вторая — нижней, чле­нов первой палаты называют сенаторами, членов второй — депутатами.

Совет Федерации и Государственная Дума функционируют раз­дельно. Заседания являются открытыми. В случаях, предусмотрен­ных регламентом палаты, проводятся закрытые заседания.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из сво­его состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Совет Федерации формируется по принципу паритетного пред­ставительства субъектов РФ, каждый из которых представлен в па­лате двумя членами — по одному от законодательного и исполни­тельного органов государственной власти. Исходя из численности субъектов Российской Федерации устанавливается состав Совета Федерации, т.е. общее число его членов, которое служит основой для определения долей, необходимых для принятия решений Сове­та Федерации или групповых инициатив его членов.

Представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.

Представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.

Решение законодательного (представительного) органа государ­ственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совете Федерации принимается тайным голосованием и оформляется по­становлением указанного органа.

Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначе­нии представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (поста­новлением) высшего должностного лица субъекта РФ. Указ направля­ется в законодательный орган государственной власти субъекта РФ; он вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа государственной власти субъекта РФ 2/3 от общего числа его депутатов не проголосуют против назначе­ния данного представителя в Совете Федерации от исполнительно­го органа государственной власти субъекта РФ.

К ведению Совета Федерации относятся:

• утверждение изменения границ субъектов РФ, указов Президента РФ о введении военного положения, чрезвычайного положения;

• решение вопроса о возможности использования Вооружен­ных Сил за пределами территории РФ;

• назначение выборов Президента РФ;

• отрешение Президента РФ от должности;

• назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ;

• назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

• назначение на должность и освобождение от должности за­местителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

• федерального бюджета;

• федеральных налогов и сборов;

• финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

• ратификации и денонсации международных договоров РФ;

• статуса и защиты государственной границы РФ;

• войны и мира.

Совет Федерации осуществляет свои функции через образуемые им комитеты и комиссии. Число комитетов увеличено до 16, среди новых — комитеты по природным ресурсам и охране окружающей среды, местному самоуправлению, правовым и судебным вопросам, финансовым рынкам и денежному обращению, промышленной по­литике. Введены четыре новые комиссии: по делам молодежи и спорту, информационной политике, обеспечению деятельности Со­вета Федерации, методологии реализации конституционных полно­мочий Совета Федерации (приложения).

В Совете Федерации регионы представляют известные, с гром­кими именами люди, бывшие губернаторы, члены правительства, представители крупного капитала. Они работают на постоянной основе и призваны содействовать решению проблем субъектов РФ в высших эшелонах власти.

Однако многих сенаторов лишь условно можно назвать представи­телями регионов, более 50% из них проживают в Москве, а 70% не имеют никакого отношения к представляемым регионам. Многие лоб­бируют интересы крупных компаний, чиновников, не усердствуя в за­конотворческой деятельности. В то же время на налогоплательщиков возложено дополнительно содержание почти двух сотен высших (на уровне федеральных министров) чиновников с их аппаратами, офисами, транспортным обслуживанием и жильем в элитных домах Москвы.

Совет Федерации — не имеющая аналогов политическая струк­тура — находится на перепутье. Станет она реальным, а не фор­мальным органом власти, фактором стабильности, преградой для популистских законопроектов или окончательно превратится в эле­мент декораций, покажет время.

Государственная Дума является основным законотворческим ор­ганом. Любой законопроект, независимо от субъекта законодатель­ной инициативы, поступает вначале в Государственную Думу, где рассматривается, изменяется, отклоняется или принимается.

С 2007 года 450 депутатов Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). С 2005 года проходной барьер повышен до 7 %. Новые правила были установлены специально для того, чтобы отсечь явно непроходные партии и нежелательных кандидатов в Госдуму. Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Из процедурных вопросов к ведению Государственной Думы относятся:

• выражение согласия на назначение Председателем Прави­тельства РФ предложенной Президентом РФ кандидатуры;

• решение вопроса о доверии Правительству РФ;

• назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

• назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

• назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответст­вии с федеральным конституционным законом;

• объявление амнистии;

• выдвижение обвинения против Президента РФ для отреше­ния его от должности.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Принятые Госу­дарственной Думой федеральные законы в течение пяти дней пере­даются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголо­совало более половины общего числа членов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации па­латы могут создать согласительную комиссию для преодоления воз­никших разногласий, после чего федеральный закон повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Непосредственно законотворческая деятельность осуществляется в комитетах, которых в Государственной Думе 2003 г. созыва 29, а политическая деятельность — в партийных фракциях, депутатских группах и объединениях. Каждая фракция стремится лучше выгля­деть в глазах своего электората. Возможности фракции зависят от ее численности и количества занимаемых ее членами руководящих постов в Государственной Думе. Руководящие посты распределяются с учетом численности депутатских фракций и групп или в соответст­вии с пакетным соглашением, заключаемым ведущими фракциями.

В странах западной демократии по итогам выборов в парламен­те образуется устойчивое большинство одной или нескольких пар­тий, которые распределяют руководящие посты в палате и форми­руют правительство страны.

На распределение постов в федеральной исполнительной вла­сти, в том числе и в Правительстве РФ, Государственная Дума не влияет, не может оперативно реагировать на вызывающие недо­вольство избирателей действия отдельно взятых членов Правитель­ства. Но она вправе ставить вопрос о недоверии Правительству РФ в целом, хотя данным правом, ни разу не воспользовалась, ограни­чиваясь отклонением законопроектов, инициируемых Правительст­вом, депутатскими запросами, проведением «правительственного часа» и парламентских слушаний.

В настоящее время в Государственной Думе сложилось консти­туционное большинство, поддерживающее все законопроекты, вносимые на рассмотрение Президентом РФ и Правительством РФ. Реальная оппозиция отсутствует и справа и слева. В правой оппо­зиции нет надобности, так как ее либеральная идеология взята на вооружение и Президентом и Правительством. Левые практически изолированы и, видимо, отказались от парламентской борьбы за реализацию своей программы.

Несмотря на разделение властей, провозглашение правового госу­дарства, законодательная власть не пользуется вниманием и уважени­ем у значительной части общества, особенно у СМИ. Одна из причин заключается в том, что ее конституционные рамки узки, полномочия урезаны, контрольно-надзорные функции сведены к минимуму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: