Население муниципального образования

Классификация городов

Города принято классифицировать по численности населения на следующие

группы:

♦ малые (до 50 тысяч человек);

♦ средние (50-100 тысяч человек);

♦ большие (100-250 тысяч человек);

♦ крупные (250-1000 тысяч человек);

♦ крупнейшие (свыше 1 миллиона человек).

В России преобладают малые города (768, или 70% всех городов), но в них проживает только 17% горожан. Средних городов в России 163 (около 15%). Лишь 167 городов имеют население свыше 100 тысяч жителей, в том числе 92 города с населением от 100 до 250 тысяч, 42 — от 250 до 500 тысяч, 20 — от 500 тысяч до миллиона и 13 городов — свыше миллиона жителей. Особо важной яв­ляется граница, отделяющая малые и средние города от больших. Как правило, город, переходя рубеж в 100 тысяч жителей, начинает приобретать новые качест­ва, иной вид, обрастать городами и поселками-спутниками.

Еще одним основанием классификации городов является их функциональное назначение, определяющее структуру занятости, профиль производственной деятельности градообразующих предприятий и специализацию в структуре об­щественного разделения труда. В этом смысле города можно разделить на моно­функциональные (с преобладанием одной функциональной специализации) и многофункциональные. Методологическим средством определения специали­зации города служит индекс специализации, вычисляемый по формуле:

где Si — индекс специализации города i по отрасли N; А£ -- доля отрасли jVb сум­марной занятости города i; Л^ — доля отрасли N в суммарной занятости в стране. По свидетельству Министерства регионального развития РФ, монофункцио­нальные города сосредоточены главным образом в старо промышленных регио­нах Центра, Урала и в районах нового освоения. В 13 регионах Российской Федерации доля таких городов превышает 60%. 74% монофункциональных городов являются малыми и средними, с населением менее 50 тысяч человек. Только в Свердловской области в монофункциональных городах проживает 1,5 миллиона человек (42% городского населения), в моногородах республик Хакасия и Коми, Тюменской, Вологодской, Архангельской областей — более половины всегогородского населения. На долю монофункциональных городов приходится более 40% городского населения Сибири.

В России по признаку функционального назначения можно выделить: адми­нистративные центры территорий, промышленные города (с преобладанием предприятий обрабатывающей промышленности), ресурсодобывающие (с пре­обладанием предприятий добывающей промышленности), агропромышленные (с преобладаниемпредприятий по переработке сельскохозяйственной продук­ции и снабжению сельского хозяйства техникой и другими ресурсами), транспортные узлы и порты (железнодорожные, морские, речные, смешанные). Так, из числа малых и средних городов России 58% выполняют в основном агропро­мышленную функцию, 75% — промышленную, 70% — транспортную, 32% — рек­реационную, 21% — города-спутники, специализирующиеся на обслуживании крупных городов. Свои особенности имеют курортные города, наукограды, за­крытые административно-территориальные образования (ЗАТО). Типология российских городов по различным классификационным признакам представле­на на рис.. Однако большинство городов, в том числе все крупные и круп­нейшие, многофункциональны.

Административные центры районного либо регионального (областного, крае­вого, республиканского) уровня исторически сформировались как центры управления, политического и финансового контроля. Административная функ­ция городов оказалась весьма значимой: многие поселения, не имеющие разви­той промышленности, но сконцентрировавшие на своей территории администра­тивные рычаги, сохранили и укрепили с течением времени свой городской статус, усилив его промышленной и торговой инфраструктурой. Как админист­ративные центры при освоении новых территорий создавались такие города, как Тобольск, Томск, Иркутск, Якутск, Хабаровск и др.

Промышленные города, созданные на базе одного или нескольких крупных промышленных предприятий, выросли, как правило, из рабочих поселков, круп­ные города выросли из малых. Типичные примеры — Тольятти, Набережные Челны, Череповец, Новокузнецк.

Ресурсодобывающие города (нефтяные, газовые, угольные, рудные, алмазные и т. д.) возникают в местах добычи соответствующих природных ресурсов. Чаще всего преобладание добывающей отрасли означает малый возраст города и низ­кую степень диверсификации экономики, ограничивающейся начальными звеньями технологического цикла. Многие из ресурсодобывающих городов рас­положены в районах с экстремальными природно-климатическими условиями. Моноструктурный характер экономики ставит их функционирование в жесткую зависимость от градообразующего предприятия. Однако некоторые ресурсодо­бывающие города впоследствии «обросли» перерабатывающими отраслями и превратились в многофункциональные. Некоторые города в СССР изначально создавались как центры добычи и переработки того или иного ресурса (напри­мер, Магнитогорск, Норильск).

Для транспортных центров и портовых городов транспортные предприятия являются градообразующими (Туапсе, Игарка, Находка и др.). Многие из них выросли на пересечении железных дорог с крупными водными артериями или как железнодорожные узлы. Ряд транспортных центров превратился в много­функциональные и административные центры (Новосибирск, Владивосток и т. д.).

Главной особенностью агропромышленных городов является их ориентация на переработку сельскохозяйственной продукции, техническое и инфраструктур­ное обслуживание сельскохозяйственного производства на окружающей терри­тории. Как правило, они небольшие, с незначительной плотностью населения, преимущественным распространением малоэтажных жилых строений. Распола­гаются они в благоприятных для сельского хозяйства климатических районах, например в Центрально-Черноземной зоне, на Северном Кавказе, Алтае.

В курортных городах практически нет промышленности. Они формируют гра­дообразующую базу за счет обслуживания населения других регионов и стран. Расположение в благоприятных географических условиях способствует привле­чению населения на эти территории. Благоприятный для города результат дос­тигается за счет высокой доли гостиничных и санаторных комплексов, широкого представительства туристических, медицинских и транспортных профессио­нальных групп в структуре городской занятости. Курортные города относятся к уникальным природным комплексам с развитой системой обслуживания и ор­ганизации досуга (Сочи, Анапа, Белокуриха и т. д.).

Статус наукограда может быть присвоен муниципальному образованию, имеющему научно-производственный комплекс, численность работающих в ко­тором составляет не менее 15% общей численности работающих, а объем науч­но-технической продукции, соответствующей приоритетным направлениям раз­вития науки, технологий и техники, составляет не менее 50% общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории дан­ного муниципального образования, или стоимость соответствующих основных фондов составляет не менее 50% от основных фондов всех хозяйствующих субъ­ектов, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы. В право­вом отношении наукоград является городским округом. Статус наукограда при­сваивается муниципальному образованию Президентом РФ по представлению Правительства РФ на срок до 25 лет. При этом утверждаются приоритетные на­правления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспе­риментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с госу­дарственными приоритетами развития науки и техники, а также программа развития, в которой определяются меры государственной поддержки данного наукограда с учетом его специфики. Наиболее известные наукограды — Дубна, Обнинск и др.

Порядок образования и управления для закрытых административно-терри­ториальных образований (ЗАТО) определен федеральным законом. Вся терри­тория ЗАТО, включая входящие в его состав населенные пункты, является тер­риторией городского округа. Предложение о создании ЗАТО вносится Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъ­ектов РФ, а решение о создании принимает Президент РФ. В России около 40 ЗАТО, созданных в свое время в границах закрытых городов, специализирую­щихся на выполнении оборонных заказов. Земли, занимаемые предприятиями ЗАТО, находятся в федеральной собственности и передаются им в бессрочное пользование. Предприятия, выполняющие государственный оборонный заказ, должны перечислять определенную сумму в бюджет ЗАТО для финансирования социальных программ местного значения. Если на территории ЗАТО по согласо­ванию с Правительством РФ и местными властями зарегистрированы юридиче­ские лица из других регионов или государств, то и они должны направлять часть своих доходов в местный бюджет. Дефицит бюджета ЗАТО покрывается из фе­дерального бюджета.

Кроме того, можно выделить отдельные категории городских поселений по профессиональному признаку: военные городки, гарнизоны, вахтовые посел­ки и т. д.

Принадлежность муниципального образования к одной из типологических групп позволяет определить особенности управления в нем как с точки зрения внутрен­ней организации управления, так и во взаимоотношениях с внешней средой.

Численность и демографическая структура населения муниципального образования

Численность населения и его демографическая структура являются важнейши­ми характеристиками муниципального образования. На основе информации о демографических процессах органы местного самоуправления планируют объе­мы муниципальных услуг, сеть муниципальных учреждений образования, здра­воохранения и т. п., вносят изменения в бюджеты, корректируют социальную по­литику, определяют приоритеты в финансировании различных проектов.

Демографические показатели населения муниципального образования могут быть разделены на статические, фиксируемые на определенный момент времени, и динамические. К статическим относятся, в частности, общая численность жи­телей, количество трудоспособного населения, половозрастная структура (в том числе количество детей разных возрастов и пенсионеров), образовательный, квалификационный уровень, этнический состав, структура занятости, уровень безработицы, уровень и качество жизни. К динамическим — изменения перечис­ленных статических показателей, показатели рождаемости и смертности, естест­венный прирост, миграционное сальдо, темпы изменения безработицы и др.

Демографическая структура населения муниципального образования зависит от возраста поселения, его производственной специализации, характера мигра­ционных процессов. Демографическая структура жителей городских поселений отличается от структуры жителей сельских поселений. Специфической особен­ностью сельской демографической структуры является сравнительно невысокая доля жителей в возрастном диапазоне 20-30 лет, что объясняется ограниченными возможностями карьерного роста. Структура сельской занятости не привлекает молодежь, стремящуюся к трудовому разнообразию, и способствует расширению тех видов деятельности, для осуществления которых необходимы опыт и трудо­вые навыки, На селе явно обнаруживается более активная миграция женщин, что можно объяснить низкой востребованностью женского труда и неустроенностью быта, особенно остро переживаемых молодыми женщинами. В городах по числен­ности женщины чаще преобладают, особенно в старших возрастных группах. Ис­ключение составляют города с ярко выраженной производственной специализа­цией, а также молодые города с неразвитой инфраструктурой.

Одной из характеристик демографической структуры муниципального сооб­щества является социально-профессиональная структура, основанная на таких критериях, как социальный статус человека, характер и размеры его дохода, уро­вень образования, а также содержание и интенсивность труда.

Источники информации о населении муниципального образования

Информационная база о населении муниципального образования, его демогра­фической структуре и ее динамике создается на основе периодических перепи­сей. После революции 1917 года в СССР и России было проведено 8 переписей, результаты которых были опубликованы - в 1920, 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 2002 годах. На основе переписи государство получает информацию о на­циональном составе населения, профессиональной структуре, жилищных усло­виях людей, их общественном положении и т. п. Эти сведения получают путем непосредственного опроса взрослых людей в соответствии с нормой их самооп­ределения, что делает результаты переписи социально обоснованными. По дан­ным переписи 2002 года, население России составило 145,2 миллиона человек, из них 106,5 миллионов пришлось на городские поселения и 38,7 миллионов — на сельские. По сравнению с переписью 1989 года численность населения Рос­сии сократилась на 1,8 миллиона человек, причем это коснулось как городского, так и сельского населения. Наряду с переписями, большое значение имеют так­же данные демографической статистики, публикуемые Госкомстатом РФ (ныне Федеральная служба государственной статистики — Росстат) на основе микро­переписей в регионах, данные паспортного учета, социальные паспорта, состав­ляемые органами местного самоуправления при участии органов территориаль­ного общественного самоуправления.

Домохозяйства в структуре муниципального образования

Следствием социально-демографической неоднородности населения является неоднородность его потребностей в муниципальных услугах. Население как по­требитель многих муниципальных услуг структурировано по домохозяйствам, поэтому для муниципальных органов власти необходима информация не только о численности и демографической структуре населения, но и о численности иструктуре домохозяйств.

Отношения внутри домохозяйств не принимают товарной формы, поэтому формально они не участвуют в создании национального дохода. Однако, по не­которым оценкам, доля домашнего труда в структуре ВНП в различных странах доходит до 30-50%. В России особенно высока роль домохозяйств в сельской местности, где доля формального сектора занятости остается невысокой. Совме­стное проживание людей способствует выработке общей ориентации, вынуждая формировать совместный бюджет, определяющий порядок распределения до­ходных и расходных средств при взаимодействии с внешней средой.

Домохозяйство — территориально локализованная хозяйственная единица, специализирующаяся на производстве и потреблении товаров и услуг и замеще­нии на кооперационной основе специализированных рыночных операций. Это комплексное внутри- и межсемейное образование, располагающее неделимой собственностью, общим бюджетом и характеризующееся согласованным поведе­нием его членов на местных рынках. В отличие от семьи, домохозяйство может строиться не только на родственных связях. Выделение домохозяйств как хозяй­ственных единиц, ориентированных на минимизацию расходов и максимизацию коммерческой выгоды, имеет в первую очередь экономическое значение.

Основные критерии типологизации домохозяйств — количество членов, поло­возрастная структура, количество и возраст несовершеннолетних детей, граж­данское состояние. Основанием типологизации выступает способность (неспо­собность) домохозяйства к самодостаточности и максимально полному удовле­творению потребностей своих членов.

К свойствам домохозяйства, определяющим его профиль и реакцию на изме­нения в рыночной среде, можно отнести доход на каждого его члена, профессио­нальный статус трудоспособных членов, размер имущества, местонахождение и качество жилья, наличие постоянной работы и т. д.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в городских насе­ленных пунктах 22,3% домохозяйств состоят из 1 человека, 27,7% — из 2, 25,0% — из 3, 17,0% — из 4 и лишь 9,3% — из 5 и более. Иными словами, более половины всех домохозяйств в городах состоит из одного или двух человек.

На рисунке приводится типологизация домохозяйств, основным крите­рием которой является степень полноты с точки зрения состава его членов.

Полные стандартные домохозяйства, состоящие из 2 взрослых членов семьи и не более 2 несовершеннолетних детей, характеризуются высокой централиза­цией доходов, умеренной склонностью к сбережениям, рационализмом потреби­тельского поведения. В таких семьях, как правило, женщина вынуждена зани­маться домашним хозяйством и воспитанием детей, поэтому заработок мужчины служит основным источником дохода.

Полные многодетные домохозяйства отличаются от предыдущего типа боль­шим (3 и более) количеством детей. Это обстоятельство заставляет домохозяйства действовать в жестких рамках бюджетного дефицита, а также определяет структуру расходов, ориентированных на приобретение товаров кратко- и сред­несрочного пользования. Женщины в таких домохозяйствах либо не работают, либо привлекают с целью надзора за детьми родственников или наемных работников.

Полные сложносоставные домохозяйства включают также родителей взрос­лых членов семьи (дедушек и бабушек), чем обеспечивается возможность час­тичного освобождения женщины от домашних обязанностей. В целом этот тип домохозяйств отличается неоднозначностью роли лидера, разделенной между представителями старшего и среднего поколений. Данный тип домохозяйств об­наруживает неопределенность ценностной ориентации, невысокую степень концентрации расходных средств, стесненность жилищных условий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: