Общая концепция теории центральных мест

Теория центральных мест

Контрольные вопросы

1. Назовите признаки системности.

2. Дайте определение иерархической системы. Приведите примеры.

3. Что такое «сетевая модель» системы городов?

4. Чем отличается иерархическая модель системы городов от сетевой?

5. Какой показатель лежит в основе определения значимости города и почему?

6. Сформулируйте закон «ранг – размер».

7. Какие выделяют типы городов по людности? Изобразите их графически, приведите примеры.

8. Для чего используется гравитационная модель? Опишите ее суть.

9. Назовите недостатки гравитационной модели интенсивности связи городов.

10. Опишите концепцию зоны влияния города фон Тюнена. Каким образом он определяет границу влияния города-рынка?

11. Назовите недостатки модели фон Тюнена.

12. В чем состоят достижения фон Тюнена?

Рабочие заметки студента

Распределение товаров и услуг на национальном и региональном уровне традиционно объяснялось функциональной иерархией, связанной с размерами городов и с «размахом» их влияния. В основе функциональной иерархии лежат две концепции:

- концепция градообразующих и градообслуживающих функций;

- концепция центральных мест.

Теория центральных мест была разработана В. Кристаллером (1933). В его понимании город – центральное место (ЦМ), функция которого – обеспечение окружающего пространства товарами и услугами. Эти товары и услуги различаются от города к городу по причине их «радиуса действия». Кристаллер пытался рассматривать город как место, где группируются виды торговли, имеющие рынок сбыта примерно равного размера.

Площадь и население, характеризующие такой общий рынок сбыта, являются зависимой переменной, значение которой определяется следующими факторами:

1. уровень экономии, вызванной эффектом масштаба;

2. численность обслуживаемого населения;

3. экономическое расстояние (связано с транспортными издержками);

4. частота покупок.

В основе концепции лежит понятие «порогового значения» населения зон рынков сбыта: производитель должен преодолеть минимально необходимый объем производства, обеспечивающий положительное значение прибыли. Свыше порога производство данного вида существует, ниже его – нет.

Расстояние, которое потребитель считает приемлемым, чтобы преодолеть его для покупки некоторого блага, является величиной переменной. Например, для магазина, продающего периодические издания, рынок сбыта более ограничен, чем для антикварного магазина. Это приводит к тому, что элементарные функции, обеспечивающие социальный и культурный обмен, обслуживаются повсюду и расположены более близко к местам проживания населения, чем функции, соответствующие материальным нуждам. Самые редкие из них находятся лишь в центральных местах наиболее высокого уровня, а именно – в городах-центрах регионов. Эта эмпирическая закономерность носит практически универсальный характер, что позволило перейти Кристаллеру к общей теоретической модели центральных мест, отражающей связь между иерархией городов и иерархическим упорядочиванием функции производства товаров и услуг.

5.2. Формальная модель теории центральных мест
В. Кристаллера

Ранжируя города, выявляя размеры их зон влияния, а затем и иерархическую организацию сети, В. Кристаллер исходил из того, что любая обслуживаемая точка территории должна располагаться ближе, чем в часе пути пешком от своего центрального места, то есть в 4 км. В итоге экономическое пространство страны предстает как система соответствующих центральным системам круговых 4-километровых зон обслуживания. Промежуточное пространство между кругами оказывается исключенным из системы повседневного обслуживания, практически незаселенным и экономически не освоенным. Такая картина соответствует достаточно ранним периодам экономического развития. Дальнейшее развитие хозяйства приводит ко все более полному освоению территории, что стимулирует возникновение все новых городов-центров. При этом круговые зоны частично перекрываются.

Рассмотрев для некоторого центра все пересекающиеся с ними круги, увидим, что реальная граница его зоны влияния состоит из замкнутой цепочки хорд. Поэтому реальная зона влияния является некоторым многоугольником. Существует только три вида правильных многоугольников, которые могут заполнить плоскость: треугольник, квадрат, шестиугольник. Наиболее близок к кругу шестиугольник. Его сторона будет равна а =км.


Рис. 8. Система круговых зон обслуживания города
(хорда АВ – граница реальной зоны влияния центров С и D)

При наличии нескольких благ с одинаковым порогом их производители имеют тенденцию группироваться, чтобы получить выгоду от экономии масштаба и от экономии агломерации. Эти факторы лежат в основе возникновения первой совокупности малых городов, которые производят наиболее часто запрашиваемые блага. Они расположены в вершинах прилегающих шестиугольников, а их центры – центральные места второго уровня, где продаются более редкие товары и услуги. Каждый из них обслуживает себя и несколько центров первого уровня. Длина стороны второго шестиугольника: 4 · 3 = 12 км. Далее происходит переход на следующий уровень. Получается система еще более крупных шестиугольников третьего уровня, покрывающих всю плоскость.

Рис. 9. Иерархическая модель центральных мест В. Кристаллера

Таким образом, мелкие ячейки – зоны обслуживания нижнего уровня, вложенные в более крупные ячейки второго уровня, которые, в свою очередь, вложены в еще более крупные ячейки третьего уровня, и т.д. В центре ячеек лежат города, осуществляющие это обслуживание, соответственно, получается иерархия таких городов-центров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: