Для выявления интенсивности взаимосвязи городов, входящих в систему, была разработана гравитационная модель (1929–1938 гг.).
Рассматриваются два достаточно крупных города (1 и 2), которые борются за рынок сбыта некоторого малого города (3). Значение интенсивности рассматриваемых двух товарных потоков в этот город (F13 и F23) будут прямо пропорциональны населению городов-поставщиков и обратно пропорциональны квадрату расстояния от каждого из поставщиков до рынка сбыта (R13 и R23):
,
где а – коэффициент пропорциональности.
Замена одного города-рынка на другой при прочих равных условиях приведет к изменению значения а таким образом, что новое значение а будет отличаться от старого пропорционально различию в емкостях ранка. Эта емкость может быть выражена через численность населения. В итоге приходим к более общей формуле
,
где b – константа, единая для всех парных взаимодействий системы городов в пределах национального рынка;
i – номер города-поставщика;
k – номер города-рынка.
|
|
Расстояние может оказывать различное влияние в зависимости от рассматриваемых типов товаров. Поэтому в качестве показателя степени вводится некоторое значение параметра g:
,
при этом g определяется эмпирически для конкретного национального рынка в конкретный период времени. В результате исследований было установлено, что для объемов продаж по группе повседневного спроса значения g заметно выше, чем для объемов продаж по группе предметов роскоши, т.е. поток продуктов питания уменьшается при увеличении расстояния быстрее, чем поток предметов роскоши.
Недостатки гравитационной модели. В основе классической гравитационной модели лежит часто не формулируемая в явном виде предпосылка о том, что между любыми двумя городами-полюсами пространство предполагается совершенно однородным: во взаимодействие этих двух городов не вмешивается воздействие никакого города-спутника, никакого промежуточного центра-посредника. Не учитываются существующие границы между государствами, т.е. дополнительные трудности, связанные с таможней. Показатель степени для «расстояния» меняется и со сменой продаваемых продуктов, и в зависимости от дохода обслуживаемой клиентуры.
Данный подход не может быть использован для оценки объема «самопотребления», т.е. потребления на территории внутри города его собственной продукции в рамках упрощенной модели, в которой расстояние от города до самого себя равно нулю. В связи с этим гравитационная модель не применяется в прикладных маркетинговых исследованиях, для которых гораздо важнее разделить потребителей города между двумя конкурирующими зонами на его территории, чем разделить между ними потребителей поселков сельской местности.
|
|
Таким образом, сфера применимости гравитационной модели весьма ограничена. Однако большинство исследователей признают целесообразность использования этой техники в качестве предварительного этапа исследования в сочетании с другими, более тонкими методами.