Кредитование экспортно-импортных операций в России и за рубежом
Государственное кредитование и его особенности в рамках заключаемых международных кредитных соглашений
Государство выступает в 4 ролях:
- кредитора, если есть свободные денежные средства;
- заемщика, если свободных денежных средств нет;
- донора;
- гаранта.
Урегулирование государственного долга имеет проблему, связанную с несовершенными правами собственности на кредитные ресурсы. Так как любое государство имеет суверенитет, а государственные кредит поступает в государственный бюджет и пока не существует экономических рычагов возврата государственного долга без ущерба суверенитету
Урегулировать государственный долг можно двумя методами:
1) с помощью Международного валютного фонда;
2) путем заключения договора о валютном клиринге.
По российскому законодательству кредит в иностранной валюте заемщик может получить как в российском уполномоченном банке, так и за рубежом.
|
|
Одна из форм долгосрочного кредитования экспортно-импортных операций кроме банковского кредита это лизинг. В России лизинг не получил большого распространения из-за недостаточности капитала для создания лизинговых компаний, а также из-за высоких рисков, но за рубежом он является весьма доступной операцией и его можно оформить 2 методами:
1. соглашением о финансировании из страны-экспортера в страну арендатора, такой лизинг называется межграничным и пригоден для крупных сделок;
2. соглашением в стране покупателя, посредством международного контракта с лизинговой компанией, находящейся в стране экспортера (применяется для приобретения недорого оборудования).
За рубежом кредит в иностранной валюте можно получить через кредитный союз.
В Англии для кредитования экспортно-импортных операций созданы специальные фирмы – конфирмационные (контрактные) дома – это фирмы, которые действуют как агенты зарубежных покупателей, специализируются на определенному виду продукции или рынке.
По отношению к иностранным инвестициям страны мира можно разделить на несколько групп:
- развитые страны, которые не препятствуют привлечению иностранных инвестиций в любой сектор экономики;
- страны в принципе не препятствующие иностранным инвесторам, но ограничивающие их влияние в отдельных отраслях экономики (например, в России до 1996 г. не допускался иностранный капитал в банковский сектор).
- страны развивающиеся. У них двойственное отношение е иностранным инвесторам. С одной стороны, их законодательство против иностранного участия в экономике страны, но с другой стороны, эти страны опасаются, что будет ограничен доступ к высоким технологиям и серьезным инвестициям.
Иностранные инвестиции тоже требуют урегулирования. Мировой банк и МВФ взяли на себя ответственность разработки правил иностранного инвестирования.