Понятие автоматизированной обучающей системы (АОС). Основные составляющие АОС

Классификация информационных систем (ИС).

Информационные системы могут быть классифицированы по различным признакам. Рассмотрим наиболее важные из них.

Классификация по масштабу:

q однопользовательские,

q групповые и

q корпоративные.

Однопользовательские ИС предназначены для использования на одном рабочем месте. В настоящее время на мировом и отечественном рынке представлено множество решений, предназначенных для автоматизации деятельности отдельно взятого пользователя. Как правило, это – решения, ориентированные на специалиста в той или иной области, будь то составление спецификаций для сборки изделий из комплектующих, планирование ремонтов оборудования, учет расходов и доходов частного предпринимателя оптовой торговли, либо составление расписаний занятий в деканате.

Групповые системы предназначены для автоматизации деятельности в рабочей группе (отделе, кластере, группе проекта и т.д.). В отличие от однопользовательских ИС, групповые системы, как правило, представляют специализированные клиентские решения (их часто называют автоматизированными рабочими местами, АРМ) для различных участников группы. Например, для издательства, ИС может представлять набор таких АРМ, как "Редактор", "Корректор", "Переводчик", "Литературный работник".

Корпоративные ИС (КИС) предназначены для автоматизации деятельности предприятия. В англоязычной литературе понятие "КИС" неразрывно связано с понятием "ERP" (Enterprise Resource Planning). В основе ERP-систем лежит международный стандарт управления предприятием MRP-II (Manufacture Resource Planning), обеспечивающий возможность учета, анализа и планирования основных ресурсов – финансов, человеческих, материальных.

Классификация по архитектуре:

q Архитектура "Файл-сервер".

q Архитектура "Клиент-сервер".

q Трехслойная архитектура. С развитием интранет-интернет технологий появилась разновидность трехслойной архитектуры на основании использования web-технологий.

Классификация по характеру использования информации:

q информационно-поисковые и

q управляющие.

Конечные пользователи информационно-поисковых систем (ИПС), как правило, имеют доступ к хранимым данным только "по чтению" и используют данные системы для поиска ответов на те или иные вопросы. Доступ по модификации данных имеет администратор системы, в функции которого входит обеспечение актуальности информации, устранение ошибок.

Классические примеры ИПС – системы поиска в библиотеках, на транспорте (справки о наличии билетов). На современном этапе развития информационных технологий классические ИПС постепенно вытесняются поисковыми серверами Интернет – общего назначения и специализированными.

Управляющие системы автоматизируют (полностью или частично) деятельность, связанную с принятием решений. Действия конечных пользователей таких систем приводят к модификации информации, что, конечно, не исключает возможности просто получать информацию, как в ИПС.

Примеры управляющих систем – системы бухгалтерского учета, системы планирования производственных ресурсов и т.п.

Классификация по системе представления данных:

Классификация по поддерживаемым стандартам управления и технологиям коммуникации.

Классификация по степени автоматизации:

q Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности редактора, корректора или переводчика в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной ИС.

q Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин "информационная система", как правило, вкладывается понятие автоматизированной системы.

АОС – комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечений на базе компьютера, предназначенный для индивидуализации обучения.

С помощью АОС осуществляют:

1) выявление исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся, их индивидуальных особенностей;

2) подготовку учебного материала (объяснительных текстов и иллюстраций, учебных и контрольных заданий);

3) предъявление учебного материала, адаптацию его по уровню сложности, темпу представления информации;

4) управление познавательной деятельностью учащихся;

5) определение показателей их работоспособности;

6) завершающий контроль качества усвоения;

7) регистрацию и статистический анализ показателей процесса усвоения учебного материала каждым учащимся и группой в целом.

АОС реализует одну или несколько дидактических функций[2] в большей мере, чем другие обучающие устройства, освобождает студентов (учащихся) от некоторых вспомогательных компонентов учебной деятельности, не ведущих непосредственно к усвоению. В ходе индивидуальных диалогов с учащимися АОС позволяет сократить объём лекционного материала и высвободить время для общения лектора со слушателями. Возможность применять АОС для проведения лабораторных и практических работ устраняет разрыв между получением знаний и их действительным усвоением, способствует большей самостоятельности студентов (учащихся).

Основные составляющие АОС:

· техническое обеспечение,

· учебно-методическое обеспечение,

· лингвистическое обеспечение,

· программное обеспечение,

· организационное обеспечение.

Техническое обеспечение АОС – это компьютеры, расположенные в классах, рабочие места преподавателя (учителя) и студентов (учащихся), оснащённые необходимым оборудованием и линиями связи.

Учебно-методическое обеспечение АОС – это учебный материал и сценарий обучения, разработанный преподавателем, а также методические указания для преподавателей, проводящих занятия в классе АОС.

Лингвистическое обеспечение АОС – это специализированные языки, которые позволяют вести учащимся диалог в форме, отвечающей особенностям изучаемой дисциплины, составлять учебные курсы и управлять работой АОС.

Программное обеспечение АОС – это совокупность компьютерных программ, реализующих те или иные функции, возложенные на АОС. Организационное обеспечение АОС включает различную документацию, регламентирующую её работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: