Тема 2.8 Казахстан – субъект современного международного права

2.8.1 Государство как субъект международного права

Для государства как субъекта международного права характерны особые политико-юридические признаки — верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. В силу своей суверенности государство обладает правосубъектностью, т.е. в результате факта своего существования. Дееспособность государства проявляется в участии его в международной договорной практике, в результате установления дипломатических и консульских отношений, вопросов членства в международных организациях. Наличие государства как субъекта международного права составляет своеобразие международной системы. С одной стороны, государство является частью международной системы, с другой — может развиваться вне ее.

Вопросы правосубъектности всегда занимали фундаментальное место в науке международного права. И это вполне естественно, так как международное право регулирует отношения между субъектами, круг которых изменялся в связи с важнейшими явлениями международной жизни.

В последние годы существования Советского Союза в союзных республиках, в том числе и Казахской ССР, наблюдалась тенденция к реальному суверенитету и международной правосубъектности. Последняя выражалась в принятии ряда нормативных актов и законов, которая разграничивала компетенцию Союза и союзных республик. Именно в этот период принимается Закон "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" от 3 апреля 1990 г. В нашей республике эта тенденция выразилась в принятии ряда законодательных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность государства, а именно, законов "Об основных принципах внешнеэкономической деятельности Казахской ССР" от 15 декабря 1990 года; "О свободных экономических зонах в Казахской ССР" от 30 ноября 1990 года; "О валютном регулировании в Казахской ССР" от 14 июня 1991 года, в издании Указов Президента Казахской ССР, некоторых положений Кабинета Министров.

Вышеперечисленные законы подтвердили внешнеэкономическую самостоятельность государства. Но именно Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, принятая Верховным Советом республики 25 октября 1990 г., подтвердила намерение Казахстана стать самостоятельным и независимым государством, полноправным субъектом международных отношений. Аналогичные акты были приняты почти во всех субъектах союзной федерации, т.е. реально проявился кризис союзного руководства. 16 декабря 1991 года был принят конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан", реально провозгласивший независимое, самостоятельное государство.

Вступив в мировое сообщество, Республика Казахстан должна была стать его реальным членом, развивая и реализуя свою международную правосубъектность. В международном праве объективными свойствами субъекта являются: во-первых,— суверенитет, характерный для основных субъектов международного права; во-вторых,— самостоятельная договорная практика; в-третьих,— обмен дипломатическими и консульскими представительствами и иностранными государствами; в-четвертых, — участие суверенного государства в деятельности международных организаций.

Необходимо отметить, что данными свойствами обладала Казахская ССР, однако последние проявлялись в опосредованной международной правосубъектности. Именно с 1991 года суверенный Казахстан обладает непосредственной правосубъектностью. Это позволило Республике Казахстан иметь самостоятельный международно-правовой статус; на основе международного права иметь права и обязанности; быть участником международного правотворчества.

2.8.2 Политическая организация во внутренних и внешних отношениях

Для международной правосубъектности Республики Казахстан необходимо было обладать суверенитетом как формой проявления права на самоопределение. Суверенитет позволяет государству быть независимой политической организацией во внутренних и внешних отношениях. Отмечая положение государства с позиций международного права, мы определяем не только его классовую сущность, но и международную правовую основу, и такие элементы, как власть, территория, население. В соответствии со статьей 2, пунктом 2 Конституции Республики Казахстан "суверенитет Республики распространяется на всю его территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории". Подтверждением данных конституционных норм является принятие 13 января 1993 г. закона "О государственной границе Республики Казахстан", подписание в рамках СНГ Соглашения о сотрудничестве государств по обеспечению стабильного положения на их внешних границах от 9 октября 1992 г., Декларации о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ от 15 апреля 1994 г., договорные положения о казахстанско-китайской государственной границе от 26 апреля 1994 г., о сотрудничестве и охране внешних границ с Российской Федерацией от 21 октября 1994 г. В настоящее время положительно решен вопрос о делимитации и демаркации казахстанско-китайских границ. Республика Казахстан заинтересована в том, чтобы создать надежную линию безопасности в вопросах пересмотра своих границ. Любое миролюбивое государство имеет самостоятельную систему исполнительных, законодательных и судебных органов. Это определяется конституционными нормами — ст. 3, п. 4; Указами Президента Республики Казахстан, имеющими силу конституционного закона, "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов", "О Правительстве Республики Казахстан", "О Президенте Республики Казахстан", "О Конституционном Совете Республики Казахстан", "О судах и статусе судей в Республике Казахстан". Таким образом, в Казахстане установлен важный принцип разделения и взаимодействия между собой всех ветвей власти с использованием системы сдержек и противовесов. При этом молодым, суверенным государством активно использовался опыт зарубежного государственного строительства. К примеру, при учреждении поста главы государства, двухпалатной структуре Парламента, определении статуса Конституционного Совета, правовых основ правосудия. Естественно, что имеются различия в объемах правомочий, закрепленных в конституциях различных государств за исполнительной, законодательной и судебной властью.

Бесспорным приоритетом любого миролюбивого государства является обеспечение прав и свобод человека. В международном праве население государства представлено собственными гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства. В зависимости от степени законодательного закрепления этих групп населения, соответствия имеющихся национальных стандартов в области защиты прав человека международным стандартам, можно говорить о реальностях международной правосубъектности.

[1, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 35]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: