Сравнительный рейтинговый анализ

В процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий довольно часто возникает необходимость сравнения результатов деятельности или различных хозяйствующих субъектов, или одного предприятия в динамике за ряд периодов. Решение этого вопроса связано с разработкой интегральных показателей оценки экономической динамики предприятия, и её принято называть внутренним рейтингованием.

Слово «рейтинг» обозначает выстраивание некоторых единиц в определенном порядке в соответствии с заранее установленными правилами и критериями. Рейтингование может проводиться как на основе абсолютных значений важнейших статей бухгалтерской отчетности, так и на основе исчисленных относительных величин (коэффициентов).

В рыночных условиях объективную оценку надежности партнера должны давать независимые организации. В странах с развитой рыночной экономикой система экономического рейтинга предприятий четко отработана и содержит набор ключевых показателей финансовой активности, которые в обязательном порядке заверяются аудиторской фирмой по результатам работы за год. Итоговая оценка финансового состояния включается в отчет фирмы и публикуется вместе с балансом. Эти данные используются инвесторами, банками, кредиторами, налоговыми органами, акционерами и другими субъектами рынка. Показатели лучших компаний служат барометром успеха.Расчетами финансовых показателей, число которых различно, занимаются специальные организации. Результаты исследований публикуются в специальных справочниках, содержащих различное число экономических показателей.

Рекомендованные авторами методики сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния имеют ряд достоинств, в частности: основываются на многомерном подходе к оценке этого сложного явления; осуществляются по данным отчетности предприятия, включающей важнейшие показатели их деятельности; учитывается возможность использования вычислительной техники..

В общем виде алгоритм сравнительной рейтинговой оценки по этапам в виде последовательности следующих действий.

Первый этап. Представление исходных данных в матричном ви­де:каждый столбец матрицы содержит значения оценочных по­казателей для определенного предприятия.(таб 1)

Второй этап. Определение максимального значенияпо каждому оценочному показателюи занесение его в столбец условного эталонного предприятия.(т.2)

Третий этап. Стандартизация исходных оценочных показате­лей матрицы в отношении соответствующего показателя эталонного предприятия.(т.3)
Четвертый этап. Определение значения рейтинговой оценкидля каждого предприятия методом расстояний, т. е. определение «близости» каждого предприятия к эталону.

Пятый этап. Взвешивание оценочных показателей с помощью весовых коэффициентов,которые устанавливаются экспертным путём.(т.4)

Шестой этап. Ранжировка предприятий в порядке убывания рейтинговой оценки.На этом этапе осуществляется интерпретация результатов комплексной рейтинговой оценки.

Алгоритм сравнительной рейтинговой оценки можно применять и для отдельного предприятия при исследовании показателей за ряд лет.




double arrow
Сейчас читают про: