Язык и дискурсивное мышление. Операция вывода

Современные концепции текста

Текст как реализация языка в речи.

ТЕКСТ (Т) – объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность.

В семиотике под Т понимается осмысленная последовательность любых знаков, любая форма коммуникации, в т.ч. обряд, танец, ритуал и т.п.; в языкознании Т – последовательность вербальных (словесных) знаков. Правильность построения вербального текста, который может быть устным или письменным, связана с соответствием требованию «текстуальности» - внешней связности, внутренней осмысленности, возможности своевременного восприятия, осуществления необходимых условий коммуникации. Правильность восприятия текста обеспечивается не только языковыми единицами и их соединениями, но и необходимым общим фондом знаний, коммуникативным фоном, поэтому восприятие Т связывается с пресуппозициями (= компонент смысла предложения, который должен быть истинным для того, чтобы предложение не воспринималось как семантически аномальное или неуместное в данном контексте: предложение «Филипп знает, что Нью-Йорк – столица США» – семантически аномально, поскольку в его смысл входит в качестве пресуппозиции ложное суждение).

Основное условие для понимания Т – процесс влияния смыслов. Каждый Т может быть разбит на две иногда неравные части. Первой из них является тема текста, т.е. указание на то, о чем пойдет речь, причем эта часть имеет дело со знакомым материалом. Второй частью является рема текста, или все то, что именно должно быть сказано об этом предмете, что привносит нечто новое в него и что, собственно, составляет основной предмет развернутого сообщения. Существенно, что центральная смысловая часть предложения может быть в устной речи выделена акцентом: Я пошел в кино (разное ударение).

Понимание текста не ограничивается пониманием лишь его поверхностного значения. В тексте всегда есть внутренний смысл, который обозначается термином подтекст. Он имеется в любых формах высказывания, начиная от самых простых и заканчивая самыми сложными.

Подтекст обязательно присутствует в выражениях с переносным смыслом, например, выражение «золотые» руки вовсе не означает, что руки сделаны из золота (также – сравнения, пословицы, басни).

Овладение системой языка обеспечивает тот скачок от чувственного познания к рациональному, который является едва ли не самым существенным событием в эволюции психической жизни.

Наличие языка позволяет человеку делать выводы на основе логических рассуждений, не обращаясь каждый раз к своему чувственному опыту. Наличие языка позволяет осуществить операцию вывода. Это свойство языка создает возможность сложнейших форм дискурсивного (индуктивного и дедуктивного) мышления, которые являются основными формами продуктивной интеллектуальной деятельности человека.

Средства языка направлены на то, чтобы обеспечивать процесс продуктивного логического вывода, который протекает на вербально-логическом уровне и позволяет человеку выводить следствия, не обращаясь непосредственно к внешним впечатлениям.

Сложившийся в течение многих тысяч лет общественной истории аппарат логического сочетания нескольких высказываний образует основную систему средств, лежащих в основе логического мышления человека. Моделью логического мышления, осуществляющегося с помощью речи, может являться силлогизм = умозаключение, состоящее из двух суждений, из которых следует третье суждение (вывод). Например, все четырехугольники имеют четыре стороны, квадрат – четырехугольник, следовательно, квадрат имеет четыре стороны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: