Семантическое поле

Все слова языка входят в его лексическую систему, и нет таких слов, которые находились бы вне этой системы, воспринимались изолированно. Это обязывает изучать слова только в их системных связях, как номинативные единицы, так или иначе связанные друг с другом.

Смысловые связи слов обусловлены прежде всего спецификой самого слова. Слово, обобщенно отражая различные стороны одних и тех же предметов и явлений материального мира в их реальных разнообразных связях, становится в соотносительные связи с другими словами. Таким образом, слово включается по линии своих значений и употреблений в многообразные предметно-смысловые и стилистические группы слов.

Понятие семантического поля – формы наиболее адекватного отражения существования и функционирования лексики – концентрирует в себе главные проблемы лексической семантики. Семантическое поле понимается как упорядоченное множество единиц с общим значением, которое группируется вокруг ядерной семемы.

Лексические связи слов облегчают их выбор из многих других. Так, принято различать непереходные глаголы (законченные), не требующие дополнений (спать, жить, голодать), и переходные глаголы, которые сами оставляют чувство незаконченности, требуют дополнения (пить, купить, читать). Обо всех этих факторах, указывающих на то, что многие слова переживаются как неполные и требуют дополнения другими словами, принято говорить как о «валентностях» слов. Валентность – дополнительный фактор, который определяет выбор нужного слова. Все слова имеют разное число потенциальных связей, т.е. обладают разным числом валентностей. Ср.: любить – одна В. = любить кого, покупать – три В. = у кого, что, за сколько.

6. Дихотомия язык – речь. Языковая система и речевая деятельность

РЕЧЬ – конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (реч. деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью и письмом).

Характеристика речи обычно дается через противопоставление ее языку (коду), понимаемому как система объективно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также как система правил их употребления и сочетаемости. Речь и язык образуют единый феномен человеческого языка и каждого конкретного языка, взятого в определенном его состоянии. Речь есть воплощение, реализация языка (кода), который обнаруживает себя в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение. Если язык – это орудие, средство общения, то речь – производимый этим орудием вид общения. Речь вводит язык в контекст употребления. Речь конкретна и неповторима в противоположность абстрактности и воспроизводимости языка; она актуальна, язык же потенциален; будучи событием, действием, речь развертывается во времени и реализуется в пространстве, язык же отвлечен от этих параметров мира; речь бесконечна, система языка конечна; речь материальна, она состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами, язык включает в себя абстрактные аналоги единиц речи, образуемые их различительными и общими признаками; речь активна и динамична, система языка в большей мере пассивна и статична; речь подвижна, язык относительно стабилен; речь есть последовательность слов, язык вносит в нее иерархические отношения; речь субъективна, являясь видом свободной творческой деятельности индивида, язык – достояние пользующегося им общества, он объективен по отношению к говорящим; речь отражает опыт индивида, язык – опыт коллектива, картину мира говорящего на нем народа; речь контекстно и ситуативно обусловлена, язык независим от обстановки общения; речь вариативна, язык – инвариантен; речь отнесена к объектам действительности и может рассматриваться с точки зрения своей истинности или ложности, к языку истинностная оценка неприменима.

Основные концепции языка

Гумбольдт В. фон: «Каждый индивид употребляет язык для выражения именно своей неповторимой самобытности…Язык – средство преобразования субъективного в объективное…Только в речи индивида язык достигает своей окончательной определенности». Речевое поведение составляет существенную характеристику личности. Он различал язык, определяемый им как деятельность духа, форму языка – постоянные элементы и связи, реализуемые в речевой деятельности, и продукт этой деятельности.

Соссюр Ф. де: выделял 3 понятия – речевую деятельность, язык и речь. считал Я и Р объектами принципиально разной природы, поэтому настаивал на разграничении лингвистики языка и лингвистики речи. «Разделяя язык и речь, мы тем самым отделяем социальное от индивидуального, существенное от побочного». Слишком резкое разграничение Я и Р привело к чрезмерной абстрактности метаязыка лингвистики, предмет которой ограничивается системой языка. Система языка определялась как аспект Р, или как некая психолог. категория – языковое знание, языковая способность человека, «совокупность отпечатков, имеющихся у каждого в голове».

Бодуэн де Куртенэ И.А.: выделял два аспекта языка, отсюда разграничивал два вида единиц языка – единицы языковые и функционально-речевые.

Смирницкий А.И.: К Я относил все, что воспроизводится в Р (слова, фразеологизмы, морфолог. формы), а к Р – все то, что производится в процессе коммуникации (словосочетания, конкретные предложения).

Ломтев Т.П.: полагал, что «все лингв. единицы являются единицами языка и речи: одной стороной они обращены к языку, другой - к речи». Единицы Р – суть реализации единиц языка. Фон, фонема, морф, морфема – принадлежат Я. Слоги, такты, сверхфразовые единства (абзацы) – единицы Р (текста).

Щерба Л.В.: различал 3 аспекта языка – речевая деятельность (процесс говорения и понимания Р), производимую психофизиологическими механизмами индивида; языковую систему (словарь и грамматику языка); языковой материал, т.е. совокупность всего говоримого и понимаемого в той или другой обстановке.

Хомский Н.: современная версия психолог. традиции – противопоставление языковой компетенции и языкового исполнения, представляющее собой аналог оппозиции Я и Р. Компетенция понимается как некое порождающее устройство, создающее речевые произведения. Термин «исполнение», применявшийся уже Соссюром, умаляет творческий характер речеобразования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: