Тема 4. СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ПЛАН
1. Педагогическая сущность понятия «воспитание»
2. Проблема целей воспитания в педагогике. Историческая динамика целей воспитания.
3. Задачи воспитания в свете общечеловеческих ценностей.
4. Принципы воспитания
Мы уже говорили на первой лекции о воспитании в самом широком смысле – как о процессе передачи социального опыта. Но воспитание можно рассматривать и в узком смысле, в том, в котором мы обычно сопоставляем или даже противопоставляем два процесса: воспитание и образование.
Например, по В.И.Далю
ОБРАЗОВАННЫЙ – обогащенный сведениями (противоположность – невежда);
ВОСПИТАННЫЙ человек – выросший в обычных правилах светского приличия (противоположность – невежа).
Следовательно, воспитанный человек подчиняется неким правилам (нормам, моделям поведения), существующим в современном ему обществе. Поэтому процесс воспитания может отчасти рассматриваться как процесс формирования динамических стереотипов, которые проявляются в виде навыков и привычек поведения. (Вспомним построенные на несоответствии сформированных в разных обществах привычек кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию» или «Человек ниоткуда»).
Современная педагогика определяет воспитание как целенаправленный, сознательно осуществляемый процесс организации и стимулирования активной деятельности личности воспитанника по овладению социальным опытом.
|
Как видим, центральное место в этом процессе уделяется активным усилиям самого воспитанника. Между тем, философы эпохи Просвещения придерживались несколько иного мнения. Англичанин Джон Локк писал:
«девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или бесполезными – благодаря своему воспитанию. Именно оно создает большие различия между людьми».
Ему вторит француз Гельвеций:
«Воспитание делает нас тем, чем мы являемся»
|
А теперь обратимся к важнейшим отличительным особенностям процесса воспитания. Для этого вслед за Далем сравним процессы образования и воспитания. Мы обнаружим в них ряд различий:
1. В содержании понятий:
Образование – процесс овладения знаниями;
Воспитание – процесс овладения социальным опытом.
2. В последовательности этапов этих процессов:
Обучение как основная часть образовательного процесса строится линейно: восприятие → понимание → осмысление → обобщение → закрепление → применение.
В воспитании схема часто теряет ряд звеньев, иногда их традиционный порядок нарушается: следом за восприятием нередко сразу идет применение (подражание), которое закрепляется в качестве динамического стереотипа. И лишь позднее (иногда гораздо позже) воспитанник проходит стадию осмысления и обобщения. Так мы усваиваем, к примеру, большинство бытовых норм поведения.
ПРИМЕР: овладение навыками пользования столовым прибором.
Раскрытие механизма овладения нормами поведения в обществе может иметь не только научный интерес, но и создавать интересный эстетический эффект.
ПРИМЕР: сцена с бананами из брестского спектакля «Маугли».
3. В применимости к этим процессам понятий «целостность» и «дискретность».
Учебный материал членится на темы, уроки и т.д.
Воспитание – целостный процесс, в котором можно выделить своего рода «доминанты»: сензитивные периоды, зоны актуального развития и т.д.
4. В возможностях проверки результатов педагогической деятельности.
Проверить результаты процесса обучения возможно с высокой степенью достоверности: контрольные, зачеты, экзамены и т.д.
Результаты процесса воспитания проявляются неявно, отсроченно. Трудно доказать, что полученный результат является результатом усилий именно этого педагога.
5. В характере мотивов, а, следовательно, в возможности использования стимулов.
У процесса обучения, как мы выяснили, только два мотива – интерес и ответственность. Это облегчает выбор педагогических стимулов.
У процесса воспитания (и самовоспитания) необозримое разнообразие мотивов и стимулов.