Тема 5. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
План:
1. Понятие о методе, приеме, средстве, условиях воспитания.
2. Из истории методики воспитания.
3. Методы воспитания и их реализация в деятельности культуролога. Формы организации воспитательного процесса.
4. Руководство процессами самовоспитания.
Метод – (от греч.) путь познания. Педагогический метод м.б. определен как система действий педагога в типичных педагогических ситуациях.
Метод воспитания – система действий, направленная на формирование личности воспитанника. Поскольку формирование личности происходит главным образом в процессе деятельности и общения, методы воспитания направлены гл.обр. на организацию деятельности и общения.
Прием – часть метода, описывающая конкретные действия педагога.
Например, для воспитания у подростков культуры общения с противоположным полом можно воспользоваться методом воспитания на положительном примере. Допустим, это будут галантные отношения во Франции XVII в., как их описал Дюма-отец. Реализация метода воспитания на положительном примере потребует в данном случае ряда конкретных педагогических действий:
-
|
- ознакомление подростков с правилами светского этикета во Франции XVII в. (в форме викторины по книгам Дюма);
- формирование у школьников навыков поведения путем упражнения (игровая форма «инструктажа» актерам, исполняющим роли в экранизации романов Дюма), и т.д.
В качестве средств воспитания выступают различные виды деятельности: познавательная, трудовая, эстетическая, социальная, физкультурно-спортивная и т.д.
Обстоятельства жизнедеятельности субъекта воспитания, определяющие особенности воспитательного процесса, называются педагогическими условиями. К их числу могут быть отнесены условия семейного воспитания в семьях различного типа, условия школы или иного учебного заведения, условия клубных и внешкольных учреждений и т.д.