Предпринимательская среда. Предмет дисциплины экономика организации (предприятия, фирмы) – основы функционирования предприятия

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И МЕТОД

IX. ЛЕКЦИИ

Предмет дисциплины экономика организации (предприятия, фирмы) – основы функционирования предприятия, условий и факторов, обеспечивающих осуществление производственно-хозяйственной деятельности. Таким образом, в данном курсе изучаются различные аспекты деятельности предприятия и, прежде всего – процесс разработки и принятия хозяйственных решений.

Предприятия функционируют в окружении тех или иных условий, которые составляют с совокупности предпринимательскую среду.

1. Экономическая среда, которая определяет:

a) Доходы и покупательскую способность потребителей;

b) Уровень занятости и безработицы;

c) Степень экономической свободы предпринимателей;

d) Возможности инвестирования;

e) Объем и степень доступности денежных ресурсов и т.д.

2. Политическая среда. Стимулирование или сдерживание государством (правительством) предпринимательской активности.

3. Правовая среда. Стабильность предпринимательской деятельности во многом обусловлена степенью разработанности правовой базы предпринимательства (системы законов и других законодательно-правовых актов, регулирующих производственную, финансовую, налоговую, инновационную, инвестиционную деятельность).

4. Географическая среда. Определяет природные условия, в которых ведется предпринимательская деятельность (доступность сырья и энергии, климатические и сезонные условия, степень развития путей сообщения и т.д.). Пример: сравните стоимость строительства и функционирования предприятий в РФ и в Юго-Восточной Азии.

5. Экологическая среда. Состояние окружающей среды, степень экологического риска. Учет этого необходим для выбора варианта технологии, используемого сырья, вида продукции и т.п.

6. Институциональная среда. Наличие институтов, с помощью которых осуществляются коммерческие операции – банки, страховые компании, консалтинговые и рекрутинговые агентства, юридические конторы и т.д.

Методология, используемая в рамках дисциплины «Экономика предприятия» кроме общеэкономического инструментария включает такие методы, как:

1. Статистические наблюдения.

2. Сравнительный анализ.

На основе 1. и 2. накапливаются и сопоставляются частные и общие экономические показатели.

3. Вероятностные и прогностические методы. Используются при разработке хозяйственной стратегии, принятии предпринимательских решений.

4. Методы экономико-математического регулирования. Составляются экономические модели и графики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: