Рыночный метод или метод сравнительных продаж

Возможны следующие приемы:

a) На основе цены акции. Используются определенные коэффициенты: отношение стоимости акции к какому-либо показателю деятельности фирмы (например, прибыли, выручке и т.п.). Базовые коэффициенты рассчитываются по отраслям. Если такой коэффициент умножить на соответствующий показатель деятельности фирмы, то в итоге получим примерная стоимость бизнеса.

b) Используются данные по фирме-аналогу, которая уже была объектом купли-продажи. Данные можно получить из сообщений рынка М$А (слияния и поглощения) или с фондового рынка.

Сравнительный подход позволяет понять, сколько инвесторы готовы заплатить за те или иные характеристики бизнеса (доходность, объемы продаж, качество клиентской базы и т.п.) с учетом отраслевой или территориальной принадлежности и т.п. Метод прост, но дает весьма приблизительный результат.

Затратный метод (инвестиционный).

Исходя из вложений в бизнес (сколько вложил в него собственник), то есть используется показатель стоимости активов.

Этот метод требует дополнительного анализа. Например, балансовая стоимость оборудования не отражает его реальной стоимости (проблема точной оценки износа, проблема учета изменения цен и т.д.). Другой пример – дебиторская задолженность может включать так называемые безнадежные долги.

Стандартная формула расчета стоимости бизнеса при затратном методе: собственный капитал = активы – обязательства.

При этом следует учесть, что обычно цена активов и обязательств по балансу не соответствует рыночной. Кроме того, данный метод дает самую нижнюю границу оценки бизнеса, так как не учитывает перспектив развития бизнеса.

В итоге стоимость бизнеса может составить лишь 30-40% его реальной стоимости.

Исключение – если речь идет о фирме, в активах которой есть элемент, стоимость которого существенно превышает текущие доходы (например, земля, месторасположение, марка). Например, наиболее привлекательная характеристика московской фирмы – ее месторасположение. Если такую фирму оценивать методом доходов, то ее стоимость может быть равна «0», но если предоставляются права на землю, на которой фирма расположена, то ее цена значительно возрастает.

Доходный метод (метод калькуляции).

Основан на дисконтировании денежных потоков (сущность и процедуру дисконтирования – см. «Микроэкономика»). Предполагается, что верхней границей оценки бизнеса является текущая стоимость будущих доходов.

Проблемы, неизбежно возникающие при применении этого метода:

1. Правильное определение коэффициента дисконтирования (норма доходности должна отражать риски, присущие именно данному виду бизнеса). В РФ берутся данные рынка США и корректируются в сторону увеличения (так называемая поправка на страновой риск).

2. Определение чистого денежного потока на инвестированный капитал (так называемый доход владельцев, свободный для изъятия из бизнеса) – то, что остается после выплаты налогов и возврата средств в производство.

В РФ для малых фирм самый существенный фактор риска, влияющий на размер ставки дисконтирования – долгосрочность арендных договоров на занимаемые площади. Самая большая ставка дисконтирования – для торговой точки, использующей площадь, принадлежащую муниципалитету со сроком аренды до года. Долгосрочные эксклюзивные договора с крупным продавцом или покупателем повышают цену, то же – но с коротким сроком действия договора – понижает цену.

Пример различного результата при подсчете затратным и доходным методами (данные журнала «Экономика фирмы»).

Сколько стоит Россия? По мнению Росстата национальное богатство РФ – более 1 трлн. долларов (затратный метод). При его оценке с использованием доходного метода, показатель возрастет примерно до 10 трлн. долл. Оценка проведена путем суммирования валовых добавленных стоимостей по отраслям, которые оценивались методом дисконтирования (по оценке компании ФСК).

УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ КОМПАНИИ (УСК)

Концепция управления стоимостью компании (УСК) появилась в 1980-х гг. в США. Суть этой концепции – все решения менеджмента компании должны оцениваться с точки зрения их влияния на рыночную стоимость фирмы. Это интересно и инвестору (ответ на вопрос, стоит ли вкладывать капитал), и собственнику (стоит ли продолжать бизнес).

Дело в том, что показатель бухгалтерской прибыли не дает оценки современной стоимости компании (стоимости компании в современных условиях с учетом нарастания скоростей в бизнесе). Бухгалтерская оценка носит формальный характер.

Интерес к УСК вызвался тем, что этот метод позволяет анализировать и оценивать результаты деятельности фирмы с учетом всех изменений, которые происходят в сфере бизнеса. УСК – метод оценки деятельности фирмы, позволяющий учитывать не только процессы, происходящие в фирме, но и за ее пределами. Цель внедрения УСК – изменить ориентацию усилий всей фирмы и каждого ее подразделения с зарабатывания обычной (бухгалтерской) прибыли на получение экономической прибыли.

Метод УСК актуален, так как позволяет учитывать при оценке деятельности компании реальные изменения, которые произошли в бизнесе:

a) Повышение скоростей, повышение роль интеллектуальных ресурсов;

b) Повышение конкуренции привело к необходимости соблюдать баланс интересов всех заинтересованных лиц (от потребителей до поставщиков и персонала) и стремиться к их удовлетворению;

c) Фактическое смещение контроля над компанией от собственников к менеджменту (при том, что их интересы разнородны).

Эта концепция принципиально отличается от обычной бухгалтерской модели.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НОВОЙ ФИНАНСОВОЙ МОДЕЛИ ФИРМЫ.

1. Главная задача финансовой модели остается неизменной – оценка эффективности использования ресурсов. Однако, в современных условиях мы должны исходить из принципа экономической, а не бухгалтерской прибыли. В соответствии с принципами экономической прибыли результат деятельности фирмы оценивается с позиций ее альтернативных издержек (то есть упущенных прибылей по альтернативным направлениям вложения капитала).

Упущенная выгода является неявным компонентом расходов, который не отражается в бухгалтерском учете. Кроме того, для его подсчета требуется анализ данных, выходящих за пределы фирмы.

Вывод – деятельность фирмы в современных условиях должна оцениваться, исходя их экономической прибыли, а не бухгалтерской.

2. Выявление барьерной ставки доходности капитала (барьерной доходной ставки). Это та ставка доходности инвестиций, которую необходимо обеспечить. Для ее определения необходим специальный анализ затрат на привлечение капитала, что, в свою очередь, требует изучения рыночных ставок доходности инвестиций, так как эта ставка определяется на основе информации о текущем состоянии рынка. Рыночные ставки доходности отражают текущее состояние рынка капитала. Определение барьерной ставки помогает четко сформулировать требования к финансовым результатам деятельности данной фирмы.

Если фактическая доходность равна барьерной ставке, то положение можно считать удовлетворительным (при этом экономическая прибыль равна 0).

Если фактическая доходность больше барьерной ставки, то это свидетельствует о наличии экономической прибыли, следовательно, об успешной работе менеджеров.

3. В центре внимания должная находиться ликвидность операций, проводимых фирмой. Финансовая модель должна давать информацию о движении денежных ресурсов, то есть необходим анализ потоков денежных средств, свободных для изъятия собственником фирмы из бизнеса.

Дело в том, что, если фирма способна создавать объем ликвидных ресурсов, достаточный для решения стратегических задач, например, поставленных в расчете на год, то фирма становится более маневренной. Владелец же фирмы может получить свой доход в наиболее удобной форме.

Современная финансовая модель должна обеспечивать контроль за предотвращение ситуаций, ведущих к исчезновению положительных потоков денежных средств (такая опасность существует даже при положительной прибыли).

4. Выявление стоимости бизнеса для собственника.

Действительная стоимость фирмы определяется как совокупный поток всех выгод, которые могут извлечь ее собственники. Эти выгоды количественно выражаются в виде потоков свободных денежных средств (free cash flows – FCF). Это не что иное, как поток ликвидных ресурсов, которые остаются в фирме после осуществления всех операций, необходимых для реализации выбранной фирмой стратегии (то есть всех мероприятий, которые она проводит).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: