XIX век по праву можно назвать веком бурного развития общественно-политической мысли. Развитие общественно-политической мысли шло как под влиянием запада, так и за счет формирования нового поколения (первое не поротое поколение).
Либеральное движение: зарождение буржуазного либерализма в нашей стране связано во многом с последствиями Отечественной войны 1812 года. Офицерская элита начала XIX века была охвачена идеями введения Конституции и гражданских свобод, а также уничтожения крепостного права. В феврале 1816 года в Петербурге был создан Союз Спасения (!), который потом переименовали в Общество истинных и верных сынов Отечества. Затем в 1818 году создан Союз благоденствия (200 человек). В 1821 году Союз благоденствия прекратил свое существование. На его развалинах образовалось северное и южное общества. Вскоре появились проекты программ преобразования российского общества:
1. Русская правда Пестеля. В ней он уделил внимание созданию материальных основ будущего конституционного устройства. Это провозглашение частной собственности на землю, свобода слова, печати, собраний, вероисповедания и равноправие наций.
|
|
2. Конституция Муравьева. Главное отличие этого документа состоит в том, что Конституция предполагала превращение России в конституционную монархию. Крестьяне, освободившись от крепостников, должны были получить надел в 2 десятины на двор. Высшим органом власти должно было стать Народное вече (двухпалатный парламент).
В целом, и РП, и Конституция были направлены на осуществление буржуазных преобразований в России.
В связи со смертью Александра I восстание началось 14 декабря 1825 года. Задачи состояли в том, чтобы вывести войска на Сенатскую площадь и помешать присяге Николая I. Они намеревались опубликовать манифест к русскому народу. Демонстранты были разогнаны, в июле 1826 года верховный уголовный суд вынес приговор (121 обвиняемый). Рылеев, Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин и Каховский – повешение. Остальные приговорены к каторжным работам и сосланы в Сибирь. Часть офицеров разжалована в солдаты.
Носителями либеральных тенденций являлись не только декабристы, но и многие представители привилегированных слоев общества – Чичерин, Кавелин, Стасулевич, Унковский. Главными задачами либералы считали во-первых, утверждение свобод и прав личности, во-вторых, защиту частной собственности, в-третьих, создание представительных органов власти, переход к конституционной монархии и осуществление либеральных реформ.
В разное время либералы издавали журналы – «Отечественные записки», «Русский вестник», «Вестник Европы», «Русская мысль», газеты – «Голос», «Молва», «Земство», «Русские ведомости» (Т).
|
|
В конце 70-х гг. на базе либерального движения сформировался Земский союз. Депутатов от земств называли гласными (Т). Среди либералов этого времени особое место занимает Сперанский, который не только создал Госсовет, но и возглавлял его. Его идеи:
1. Выборность и образовательный ценз чиновников
2. Преобразование судопроизводства
3. Гос. контроль
4. Разделение властей
5. Отношение к крепостному праву: крепостное право отменится само по себе, постепенно, под воздействием развития промышленности, торговли и просвещения.
1819 год – началась разработка Конституции. Она называлась «Уставная грамота РИ». В ней предусматривалось разделение властей, равенство граждан и ограничение власти монарха законом и представительным собранием.
Среди общественных движений особое место занимает западничество и славянофильство. Западники придерживались мнения, что Россия, при всей ее национальной самобытности, должна развиваться в тесном взаимодействии с другими странами и, прежде всего, со странами западной Европы, усваивать ее культуру и опыт общественной и гос. жизни. Чаадаев – философические письма. Он стоял у истоков русского западничества, он доказывал неестественность и неразумность замкнутости России в границах ее собственного исторического опыта. Пушкин выступил против такого отношения к своему Отечеству. Пушкин говорил – ни за что на свете я не променял бы свое Отечество, а главное, свою историю, которую Бог дал. Опубликовал письма Чаадаева Надеждин в журнале «Телескоп». Чаадаев был объявлен сумасшедшим, Надеждин сослан в ссылку. Анненков, Герцен.
Славянофилы: это общественно-политическое течение, которое базировалось на ценности России и ее самобытности. Славянофилы 40-х гг. – А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Аксаковы, Самарин. Славянофилы отмечали важную роль в русской духовности православия. Критиковали преобразования Петра I. в противовес западничеству выступили не только славянофилы, но и гос-во. Появляется гос. охранительная идеология. Носитель идеологии – граф Уваров. Самодержавие – православие – народность. Ограничивается закупка западной литературы. Открываются богословские кафедры.
В XIX веке зародилось такое движение как анархизм. Бакунин. Это общественно-политическое движение, которое получило распространение в 40 – 70-е гг. XIX века. Анархизм отвергает всякую власть, отрицает общественную дисциплину, необходимость подчинения меньшинства большинству, выступает против политической борьбы рабочего класса. Основой анархизма является индивидуализм, субъективизм и волюнтаризм. Анархизм представляет собой несколько основных направлений:
1. Анархо-индивидуализм
2. Анархо-коллективизм
3. Анархо-коммунизм. Махно
4. Анархо-синдикализм. Профсоюзы на западе
5. Мютюэлизм. Взаимный. Кропоткин П. А.
Движение народников связано с именами Бакунина, Лаврова, Ткачева. Революционное народничество (!). народничество 90-х гг. XIX века – либеральное народничество – Михайловский. Бакунин был представителем бунтарского течения народников. Он считал, что главная сила, способная разрушить гос-ть – это крестьянство. Гос-во необходимо уничтожить, а на место его должна прийти свободная вольная федерация общин.
Пропагандистское течение – Лавров. Считал, что народ необходимо готовить к революции и просвещать его.
Ткачев П. Н. – сторонник подготовки заговоров. Заговорщическое течение.