На работоспособность долота влияет различное сочетание параметров режима бурения, а на снижение долговечности долота - увеличение осевой нагрузки, частоты вращения, плотности и вязкости бурового раствора, а также большое содержание твердой фазы, вибрация бурового инструмента, продольное и поперечное колебания низа бурильной колонны и многое другое.
Основная цель при бурении - максимальное время работы долота за один рейс. В то же время, если изменение одного из параметров режима бурения ведет к повышению скорости бурения за минимальное время и увеличивается проходка на долото, то такое изменение целесообразно.
С увеличением осевой нагрузки повышается механическая скорость бурения, но более интенсивно изнашивается вооружение и опора шарошек долота. Текущую скорость бурения можно определить по формуле
,
где
- начальная механическая скорость;
- время с начала рейса;
- декремент падения скорости вследствие изнашивания.
Тогда проходка на долото может быть определена по формуле

т.е. чем выше
и медленнее изнашивание долота, тем больше проходка.
Проходку можно определить и через параметры режима бурения
,
где
,
.
Здесь
- средняя механическая скорость;
- продолжительность рейса;
- эмпирические коэффициенты;
- показатели степени.
Иначе
.
Известно, что
в 3-4 раза больше, чем
. Следовательно, увеличение осевой нагрузки более эффективно, чем повышение частоты вращения, если нет ограничений по прочности всей бурильной колонны и крутящему моменту. Поэтому при повышении осевой нагрузки увеличивается проходка на долото. Однако частоту вращения необходимо подбирать в каждом конкретном случае.