В этом разделе обсуждаются вопросы применения метрик для управления действиями по сопровождению. Доля комментариев в общем числе строк исходного кода позволяет предсказать масштаб трудозатрат на сопровождение (рис. 2.10). По сравнению с тремя другими модулями модуль «Запись неудачных дней» создаст больше всего трудностей при сопровождении из-за большой доли некомментированных строк и своего большого объема. Сопровождать модуль «Отчет о прибылях» будет проще всего, потому что он имеет наименьшие размеры и высокую долю комментариев. Долю комментариев можно вычислить при помощи специальной программы или путем изучения взятых наугад участков кода.
Рис. 2.10. Оценка трудозатрат на сопровождение
Для управления затратами на сопровождение полезны графики, аналогичные приведенному на рис. 2.11. В соответствии с этим графиком большое количество запросов на исправления и усовершенствования прибывает в первые два года, в результате чего на второй год эксплуатации возникает пик задержек выполнения запросов. Постепенно задолженность устраняется. Общий вид кривых на этом графике достаточно типичен, изменяется только масштаб по оси времени (годы, месяцы, недели).
Рис. 2.11.Профиль количества запросов на устранение недостатков
Ранее в этой главе мы подчеркивали разницу между исправлением недостатков и усовершенствованием приложения. Обычно руководитель отдела сопровождения старается учитывать затраты на эти два вида деятельности отдельно друг от друга, чтобы усовершенствования оплачивались заказчиком. Для достижения эффективного распределения объема работ полезны графики, подобные рис. 2.12. На графике показано среднее количество недель ожидания решения по запросу на сопровождение. Время отсчитывается с момента поступления первого отчета. Для исправлений средний срок составляет около одной недели, а для усовершенствований – около четырех недель.
Рис. 2.12.Пример профиля задержки до принятия решения о выполнении запроса.