Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Безналичные формы расчетов. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Учет дебиторской и кредиторской задолженности

Учет выручки от реализации готовой продукции

Учет результатов от реализации продукции отражается на счете 90 «Продажи». Счет – активно-пассивный. По кредиту счета (субсчет 90/1 «Выручка») отражается выручка от реализации продукции с НДС. По дебету счета 90 (субсчет 90/2 «Себестоимость продаж») отражается фактическая полная себестоимость реализованной продукции. С кредита счета 44 «Расходы на продажу» в дебет сета 90/2 списываются расходы, связанные с реализацией готовой продукции, а с кредита счета 43 «готовая продукция» в дебет 90/2 списывается фактическая производственная себестоимость продукции, отгруженной покупателям.

Кроме того, по дебету счета 90 (субсчет 90/3 «НДС») отражается начисление НДС, полученного в составе выручки.

В результате на счете 90 выявляется финансовый результат реализации продукции.


В процессе своей деятельности любое предприятие независимо от формы собственности, вида деятельности вступает в хозяйственные отношения с другими экономическими субъектами, государством, собственными работниками. Например, при приобретении каких-либо материальных ценностей или услуг со стороны возникают отношения с поставщиками и подрядчиками, при реализации собственной продукции — с покупателями, с государством — по налогам и сборам, с работниками — по оплате труда, возмещению причиненного работниками предприятию материального ущерба и т.д. При этом либо у предприятия появляется задолженность перед названными субъектами, называемая кредиторской, либо возникает дебиторская задолженность - задолженность каких-либо предприятий, работников, государства.

Учет дебиторской и кредиторской задолженности ведется с использованием самых разных счетов. В таблице № 1 представлены счета и разделы, в которых нашли отражение расчеты с разными дебиторами и кредиторами. В данной теме несколько подробнее, нежели ранее будут рассмотрены расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, а также расчеты с прочими дебиторами и кредиторами и с персоналом по прочим операциям.

Между предприятиями большинство расчетов производится безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций. При этом банк выступает финансовым посредников в этих расчетах.

В настоящее время предприятия могут использовать следующие формы безналичных расчетов: платежными поручениями, платежными требованиями, посредством аккредитивов, в порядке плановых платежей, чеками из чековых книжек. Кроме того, организации часто используют неденежные формы расчетов: векселями, меной и др.

РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ. Платежное поручение — приказ банку о перечислении с расчетного счета суммы денежных средств другому предприятию. Платежными поручениями оформляются:

-платежи в доход бюджета, внебюджетные фонды, страховым компаниям;

-перечисления за работы, услуги, авансовые платежи; оплата штрафов, пеней,

неустоек, прочее погашение кредиторской задолженности.

Платежные поручения используются как при одногородних, так и иногородних расчетах и выписываются не менее, чем в трех экземплярах.

РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ возникли на базе акцептной формы расчетов. Применяются при расчетах за поставленные ТМЦ, выполненные работы, оказанные услуги. Расчеты платежными требованиями могут осуществляться как с предварительного согласия (акцепта) плательщика, так и без акцепта. Срок акцепта должен составлять не менее трех рабочих дней. При этом молчание рассматривается как согласие на перечисление денежных средств. Плательщик имеет право отказаться от оплаты при несоблюдении поставщиком каких-либо обязательств по договору.

АККРЕДИТИВ — поручение банка покупателя иногороднему банку поставщика производить оплату счетов поставщика за отгруженный товар, оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя. Денежные средства в сумме аккредитива перечисляются с расчетного счета покупателя на счет аккредитива (специальный счет). Каждый аккредитив открывается только для расчетов с одним иногородним поставщиком на срок, установленный банком. При неполном использовании аккредитива средства возвращаются на расчетный счет.

РАСЧЕТЫ ПЛАНОВЫМИ ПЛАТЕЖАМИ удобны при постоянных товарных и расчетных отношениях между покупателем и поставщиком. В течении месяца поставщик отгружает товар, а покупатель перечисляет систематически одинаковую сумму денежных средств в оплату этих товаров. По окончании месяца партнеры сверяются и корректируют перечисленную сумму, если есть необходимость

РАСЧЕТЫ ЧЕКАМИ могут использоваться для расчетов за выполненные работы, оказанные услуги. При этом при покупке в банке чековой книжки с расчетного счета предприятия на специальный счет перечисляется определенная сумма денежных средств, в пределах которой предприятие может выписывать чеки, производя оплату. Если банк выдает предприятию нелимитированную чековую книжку, спецсчет не открывается и предполагается, что при отсутствии денежных средств на счете плательщика банк будет оплачивать чеки, кредитуя его.

Как уже отмечалось, предприятия могут использовать неденежную форму расчетов.

РАСЧЕТЫ ВЕКСЕЛЯМИ. Одним из наиболее часто встречающихся способов расчетов являются расчеты товарными или финансовыми векселями. Товарный вексель подтверждает обязательство покупателя оплатить задолженность по наступлению определенного срока. За предоставленную отсрочку платежа векселедатель уплачивает проценты по векселю.

При этом организация — получатель денег по векселю отражает получение векселя следующей записью на счетах:

Дт 62 «Расчеты с покупателями», субсчет «Векселя полученные» Кт 90 «Продажи».

При погашении задолженности по векселю составляют сложную проводку:

Дт 51 «Расчетные счета» -на общую полученную сумму;Кт 62 «Расчеты с покупателями

и заказчиками», субсчет «Векселя полученные» - на сумму основного долга;

Кт 91/1 «Прочие доходы» -на сумму по процентам.

У векселедателя задолженность при выдаче векселя переводится на специальный субсчет счета 60 «Векселя выданные», а сумма по процентам векселя учитывается как прочие расходы организации: Дт 91/2 «Прочие расходы» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Если продавец в оплату своей продукции принимает от покупателя вексель третьего лица, то в учете продавца появляются финансовые вложения:

Дт 58 «Финансовые вложения» Кт 62 «Расчеты с покупателями», субсчет «Векселя полученные» — получен от покупателя вексель третьего лица в оплату отгруженной продукции.

В дальнейшем продажа или погашение векселя отражается в обычном порядке на счете 91 «Прочие доходы и расходы»

ПОГАШЕНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПУТЕМ ПЕРЕУСТУПКИ ПРАВА ТРЕБОВАНИЯ. Организация - продавец может передать дебиторскую задолженность покупателя другому юридическому лицу. Для этого кредитор должен заключить договор уступки права требования. При этом кредитор, уступивший право требования по сделке, может продать его по цене, отличающейся от суммы долга.

Пример 1. ООО «Кедр» отгрузило продукцию ООО «Восток» на сумму 118 000 рублей. ООО «Восток» не рассчиталось по своим долгам. В связи с отсутствием оборотных средств ООО «Кедр» переуступило право требования задолженности с ООО «Восток» ПКФ «Арзрум» в сумме 106200 рублей. В учете ООО «Кедр» будут сделаны следующие записи:

Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» аналитический счет «Расчеты с ООО «Арзрум»

Кт 91/1 «Прочие доходы» — 106200 рублей — сумма переуступленных прав требования;

Дт 91/2 «Прочие расходы»

Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» аналитический счет «Расчеты с

ООО «Восток» — 118 000 рублей — сумма списанной дебиторской задолженности;

Дт 99 «Прибыль/убыток»

Кт 91/9 «Сальдо прочих доходов и расходов» — 11 800 рублей — сумма убытков от переуступки права требования.

УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ДОГОВОРУ МЕНЫ. Рассмотрим один из примеров, когда в обмен на отгруженную продукцию в погашение дебиторской задолженности покупатель предоставляет не денежные средства. А какие - либо материальные ценности.

Пример 2. ООО «Заря» поставило автотранспортному предприятию «Прогресс» продукцию на сумму 11 800 рублей. Фактическая себестоимость отгруженной продукции — 7000 рублей. Предприятие «Прогресс» взамен оказало ООО «Заря» услуги по перевозке готовой продукции на такую же сумму.

Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кт 90/1 «Выручка от продаж»-11 800 рублей - предъявлен счет предприятию «Прогресс» за отгруженную продукцию;

Дт 90/2 «Себестоимость продаж» Кт 43 «Готовая продукция» -7 000 рублей -списана фактическая производственная себестоимость отгруженной продукции;

Дт 90/3 «НДС» Кт 68 «Платежи в бюджет»-1 800 рублей - начислен НДС по отгружено продукции;

Дт 90/9 «Прибыль/убыток от продаж» 99 «Прибыль/убыток» - 3 000 рублей - отражена прибыль от реализации продукции

Дт 44 «Расходы на продажу» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 10 000 рублей - стоимость транспортных услуг по счету предприятия «Прогресс» без НДС;

Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям»Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 1 800 рублей -сумма НДС по счету за транспортные услуги

Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» -11 800 рублей - погашение дебиторской задолженности предприятия «Прогресс» и кредиторской задолженности ООО «Заря».

УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ ведется на одноименном активно-пассивном счете 60. Расчеты с поставщиками и подрядчиками возникают при приобретении предприятием каких-либо ценностей, услуг со стороны на основании заключенных договоров. Организации-поставщики на отгруженные ТМЦ, оказанные услуги выписывают счета, счета-фактуры, платежные требования, которые предприятие - покупатель обязано оплатить в соответствии с условиями договора. Оперативный учет выполнения договорных обязательств в организации осуществляет отдел маркетинга. Сотрудники отдела проверяют полученные от поставщиков документы на соответствие их условиям договора, зарегистрировать и передать в бухгалтерию. С этого момента у бухгалтерии организации возникают расчеты с поставщиками. По мере поступления груза на склад кладовщиком выписывается приходный ордер, который по реестру сдается в бухгалтерию и регистрируется в журнале-ордере № 6. По мере оплаты банком счета поставщика бухгалтерия после получения выписки с расчетного счета делает отметку об оплате в том же журнале-ордере. Таким образом, учет расчетов с поставщиками ведется в разрезе каждого поставщика, договора, счета. Договором может быть предусмотрена предварительная оплата поставки. Выданный поставщику аванс также учитывается на счете 60. При этом на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» возникает дебиторская задолженность поставщика перед предприятием по поставке ценностей или оказанию услуг. В связи с этим в журнале-ордере № 6 целесообразно выделить специальную графу по отражению задолженности по выданному конкретному поставщику аванса. Журнал-ордер N6 — комбинированные регистр. Открывается журнал суммами незаконченных расчетов с поставщиками. Затем в течение месяца в журнале-ордере N6 по кредиту отражается задолженность перед поставщиками по полученным ценностям, а по дебету—суммы выданных поставщикам авансов. Кроме того, обязательно производится по каждому поставщику отметка об оплате счета.

РАСЧЕТЫ С ПОКУПАТЕЛЯМИ учитываются на одноименном активно-пассивном счете 62. Дебетовое сальдо счета показывает дебиторскую задолженность покупателей, заказчиков за отгруженную им, но не оплаченную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. Кредитовое сальдо счета - кредиторская задолженность предприятия по полученным от покупателей и заказчиков авансов под поставку продукцию, оказание услуг, выполнение работ. Аналитический учет на этом счете ведется в разрезе покупателей и каждого отгрузочного документа. При этом целесообразно выделить субсчета для учета расчетов по полученным авансам, а также для учета расчетов в рублях и иностранной валюте. Учет отгруженной покупателям продукции ведется в ведомости 16 (раздел 2), где отражается задолженность каждого покупателя по предъявленному ему счету, а также отметка об оплате. Синтетический учет расчетов с покупателями ведется в журнале-ордере № 11.

Таблица 1

Перечень счетов по учету расчетов с дебиторами и кредиторами

N п/п Номер и наименование счета для учета дебиторской или кредиторской задолженности Номер и название раздела, в котором отражены расчеты с данными дебиторами и кредиторами
  60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Раздел 6 «Учет материально-производственных запасов» Раздел 11 «Учет текущих операций и расчетов»
  62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Раздел 11 «Учет текущих операций и расчетов»
  66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» Раздел 15 «Учет кредитов и займов»
  68 «Расчеты по налогам и сборам» Раздел 13 «Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам»
  69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» Раздел 8 «Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению»
  70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Раздел 7 «Учет труда и заработной платы»
  71 «Расчеты подотчетными лицами» Раздел 11 «Учет текущих операций и расчетов»
  73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Раздел 11 «Учет текущих операций и расчетов»
  75 «Расчеты с учредителями» Раздел 14 «Учет собственных средств организации»
  76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Раздел 11 «Учет текущих операций и расчетов»

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: