Средневековье

Античность

Начинается изучение со времён античности. Девиантные поступки выступали в неком аморальном поведении и не одобрялись в обществе. Опирались они на традиции и табу. Формы социальной регуляции поведения, во-первых, – ориентация о надлежащем и ненадлежащем поведений.

Сократ рассматривал поведение человека со стороны добродетели. Согласно Сократу, добродетель – некоторое знание, по которому человек совершает выбор делать добро или зло. «Между мудростью и благоразумием Сократ не находил различие».

Платон (ученик Сократа) попытался определить источник зла. С позиции Платона у человека есть душа. Дух отягощён телом. Тело находится в удовольствиях. Постепенно человек освобождается от чувственных удовольствий и перемещается в мир идей.

Платон и Сократ считают, что зло совершаются по неведению. Если человек знает, что такое добро, он совершает благоразумные поступки.

По Аристотелю проявления морального зла совершается со стороны принципа золотой середины. Поступки совершаются либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка. Золотая середина – «норма». Аристотель выделял 10 добродетелей: мужество, благоразумие, щедрость, честолюбие, дружелюбие, любезность, гордость и прочие. Эти 10 добродетелей являются и поведенческими практико-ориентированными нормами.

Согласно античной идее, поведение направляется разумом. Моральное зло – аффекты, игнорирование разумного начала в душе.

Для средневекового человека характерно теоцентрическое понимание. Бог – основная система координат, лидирующий фактор как в нравственной, так и в социальной сфере. Основной проблемой являлась проблема теодиции – противоборство между наличием добра (Бог, который создал мир) и зла (дьявола, которые неизбежно существует).

Лейбниц разделял зло на:

1) Метафизическое. Совершенные вещи имеют разной степени совершенства.

2) Моральное, которое в средние века называется «грех».

3) Физическое является некое наказание за «грех».

Августин Аврелий пытался вытеснить зло из антологической среды, что дало возможность сделать вывод, что всё создал Бог, и добро, и зло, но добро вытесняет зло, так как является основой всего созданного.

Мораль является вторичным продуктом божественной воли. Именно в христианстве закладываются представления о конструктивности и деструктивности, как важнейшие аксиологические критерии. В отличии от античной этики, христианство носит взгляд относительно критерий конструктивности и деструктивности. Деструктивна сама природа человека, которая несёт отпечаток греха, который мотивирует человека. Источником морали является Библия. Социальные нормы носили сословный характер и не относится к христианским учениям; является вторичным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: