История изучения

Термин «дислалия» в научное обращение ввел в 1827 году профессор Вильнюсского университета, врач И.Франк, применив его в обобщенном значении ко всем видам произносительных расстройств различной этиологии. Немного позднее, в 30-е годы девятнадцатого века, швейцарский врач Шультесс также берет этот термин на вооружение, но уже в более узком значении, причислив к дислалии лишь те произносительные нарушения, которые обусловлены анатомическими дефектами органов артикуляции противопоставив ее алалии – полному отсутствию речи. Гутцман, Куссмауль в своих работах использовали определение дислалия.

В отечественной логопедии в начале двадцатого века в понятие дислалия вкладывали тоже значение – произносительные нарушения, обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции. М.Е. Хватцев рассматривает дислалию, как одну из форм косноязычия, выделял три формы: органическую, механическую, функциональную. О.В.Правдина в 60-е годы выделяет две формы: механическую, функциональную. Произносительные дефекты делятся: на дизартрию и дислалию. В эти же годы С.С.Ляпидевский и Б.М.Гриншпун выделили из механической дислалии ринолалию в отдельное речевое нарушение. В зависимости от психофизиологических механизмов, участвующих в осуществлении речевых процессов, дислалию принято делить на 2 формы:

Сенсорная дислалия - поражены чувствительные аппараты речи. Моторная дислалия – поражены двигательные аппараты произношения. Под дефектами звукопроизношения следует понимать устойчивые индивидуальные отклонения от нормы в произношении звуков речи, вызванные специфическими причинами и требующие для своего преодоления специальной логопедической помощи.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого звука, практически же оно чаще всего встречается в группах: свистящих – 22 %, шипящих – 24 %, р – 26 %, л – 10 %, звонких – 4,5%, задненёбных – 1%, й – 1,55 (Данные логопеда М.А.Александровской для детей в возрасте от 5 до 9 лет). Указанная закономерность в распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложностью их звучания. Дефекты озвончения, смягчения, йотации и задненёбных звуков наблюдаются значительно реже. Дефекты искажения таких простых звуков, как м, н, п, т и особенно гласных, наблюдаются очень редко (при снижении слуха и при ринолалии).

Нарушения звукопроизношения у детей могут выступать либо как самостоятельный дефект речи, либо как один из симптомов какого-то более сложного речевого расстройства. О дефектах звукопроизношения как самостоятельном нарушении речи принято говорить в тех случаях, когда они являются единственным отклонением от нормы в речи ребёнка. Если же они проявляются на фоне недостаточного для его возраста словарного запаса и аграмматично построенной или даже вообще не сформированной фразовой речи, то они представляют собой лишь один из симптомов более сложного речевого расстройства. В этом последнем случае в процессе логопедической работы нельзя ограничиваться коррекцией одного только звукопроизношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: