Задание 39. Определите, в каких случаях при обследовании детей 2,5-3 лет уместно говорить о физиологическом несовершенстве фонетической стороны речи, а в каких – о проявлении нарушений звукопроизношения.
![]() | ![]() |
1. Замена звуков [Ш] и [Ж] в середине слова на звуки [С] и [З].
2. Смешение в речи звуков [Т, Т’, Д, Д’] и [К, К’, Г, Г’].
3. Межзубное произношение большинства переднеязычных звуков [С, С’, З, З’, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Л’, Т, Т’, Д, Д’, Н, Н’].
4. Замена звука [Р] звуком [j], при нормальном произношении других звуков.
5. Носовой оттенок при произнесении звуков речи.
6. Боковое произношение большинства согласных звуков.
Задание 40. Укажите, какое отклонение в произношении ребенка не является патологическим недостатком фонетической стороны речи.
1. Искажение в речи звуков [Л] и [Р] у ребенка при укороченной уздечке языка.
2. Межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков при открытом прикусе.
3. Замена звуков [М, М’, Н, Н’] на звуки [Б, Б’, Д, Д’] у ребенка при остром рините.
4. Носовой оттенок звуков при расщелине мягкого неба.
Задание 41. Определите, какие признаки не характеризуют отклонение в произношении звуков речи как нарушение звукопроизношения.
1. Отклонение в произношении звуков наблюдается к концу старшего дошкольного возраста.
2. Отклонение в произношении звуков носит временный характер в связи с острым респираторным заболевание.
3. Отклонение в произношении звуков наблюдается у ребенка с задержкой речевого развития.
4. Отклонение в произношении звуков наблюдается при выраженном нарушении прикуса и укорочении уздечки языка.
Задание 42. Определите вид нарушения звукопроизношения при следующем его проявлении: у ребенка артикуляционная база сформирована полностью, но отсутствует или недостаточно усвоено умение различать некоторые позиции (артикуляционные или акустические) звуков, т. е. правильно осуществлять выбор звуков, вследствие чего одно и тоже слово в речи может принимать разный звуковой облик.
1. Замена (субституция) звуков. 2. Смешение звуков.
3. Искажение звуков. 4. Пропуск (элизия) звуков.
Задание 43. Определите вид нарушения звукопроизношения при следующем его проявлении: у ребенка наблюдаются отдельные неправильно сформированные артикуляционные уклады, вследствие чего некоторые звуки произносятся ненормировано, не соответствуют по своему акустическому эффекту системе родного языка.
1. Замена (субституция) звуков. 2. Смешение звуков.
3. Искажение звуков. 4. Пропуск (элизия) звуков.
Задание 44. Определите вид нарушения звукопроизношения при следующем его проявлении: у ребенка наблюдается не полностью сформированная артикуляционная база, некоторые слуходвигательные образования (звуки) в речи отсутствуют в следствие неусвоения какого-либо одного из признаков (акустического или артикуляционного) этих звуков. При выборе фонем вместо нужного звука отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных или акустических признаков (очень часто этот звук является более простым по артикуляции).
1. Замена (субституция) звуков. 2. Смешение звуков.
2. Искажение звуков. 4. Пропуск (элизия) звуков.
Задание 45. Из ниже перечисленных характеристик нарушений звукопроизношения (заимствованных из классификаций Ф.Ф. Рау, Р.Е. Левиной, О.А. Токаревой) выберите наиболее подходящие к случаю замены в речи ребенка звука [Р] на звук [j].
1. Антропофоническое нарушение. 2. Сенсорное нарушение.
3. Фонетическое нарушение. 4. Моторное нарушение.
Задание 46. Из ниже перечисленных характеристик нарушений звукопроизношения (заимствованных из классификаций Ф.Ф. Рау, Р.Е. Левиной, О.А. Токаревой) выберите наиболее подходящие к случаю искаженного произношения в речи ребенка звуков [Ш, Ж].
1. Фонологическое нарушение. 2. Сенсорное нарушение.
3. Фонематическое нарушение. 4. Антропофоническое нарушение.
Задание 47. Выберите из ниже перечисленных недостатков звукопроизношения фонологическое нарушение.
1. Боковое произнесение шипящих звуков.
2. Произнесение вместо звука [Л] двугубного [W] (звука, отсутствующего в русском языке).
3. Смешение в речи звуков [С] и [Ш].
4. Межзубное произнесение свистящих звуков.
Задание 48. Выберите из ниже перечисленных недостатков звукопроизношения фонетическое нарушение.
1. Замена звука [Р] на звук [Л].
2. Одноударное произнесение звука [Р].
3. Смешение звуков [Щ] и [С].
4. Замена звуков [Ш], [Ж] на звуки [С], [З].
Задание 49. Определите уровень нарушенного произношения у ребенка, если при логопедическом обследовании выявляется: смешение в речи свистящих и шипящих звуков, а также искаженное произношение звуков [Р] и [Р’] в любых фонетических условиях и позициях.
1. Первый уровень. 2. Второй уровень. 3. Третий уровень.
Задание 50. Определите уровень нарушенного произношения у ребенка, если при логопедическом обследовании выявляется: смешение в речи звуков [Р] – [Л] и [Р’] – [Л’], произношение остальных звуков речи соответствуют норме.
1. Первый уровень. 2. Второй уровень. 3. Третий уровень.
Задание 51. Определите уровень нарушенного произношения у ребенка, если при логопедическом обследовании выявляется: нарушенное произношение звуков [Р] и [Р’] в речевом потоке при правильном произношении их изолированно, произношение остальных звуков речи соответствуют норме.
1. Первый уровень. 2. Второй уровень. 3. Третий уровень.
Задание 52. Определите уровень нарушенного произношения у ребенка, который изолированно, в отдельных слогах и легких словах произносит шипящие звуки правильно, а в речевом потоке искажает их.
1. Первый уровень. 2. Второй уровень. 3. Третий уровень.
Задание 53. При какой форме речевой патологии нарушения звукопроизношения не являются основным проявлением в симтомокомплексе?
1. Дизартрия. 2. Дислалия. 3. Дисфония. 4. Ринолалия.
Задание 54. Закончите правильно следующую фразу: «Нарушения звукопроизношения являются одним их основных проявлений в структуре таких речевых расстройств, которые в соответствии с клинико-педагогической классификацией относятся к группе …»
1. Нарушений письменной речи.
2. Нарушений средств общения.
3. Нарушений внутреннего (семантического) оформления высказывания.
4. Нарушений внешнего (фонационного) оформления высказывания.
Задание 55. Закончите правильно следующую фразу: «Нарушения звукопроизношения являются одним их основных проявлений в структуре таких речевых расстройств, которые в соответствии с психолого-педагогической классификацией относятся к группе …»
1. Нарушений устной речи.
2. Нарушений средств общения.
3. Нарушений внутреннего (семантического) оформления высказывания.
4. Нарушений в использовании средств общения.
Раздел IV. Учение о дислалии.
Задание 56. Кто из ниже перечисленных зарубежных специалистов впервые ввел термин «дислалия» в научное обращение?
1. Р. Шультесс. 2. В. Олтушевский. 3. А. Куссмауль. 4. И. Франк.
Задание 57. Кто из отечественных исследователей разработал учение о косноязычие?
1. Ф.А. Рау. 2. М.Е. Хватцев. 3. Б.М. Гриншпун. 4. С.С. Ляпидевский.
Задание 58. Согласно учению М.Е. Хватцева термин «дислалия» …
1. Являлся синонимом термина «косноязычие» и был идентичен ему по своему значению.
2. Обозначал одну из форм косноязычия (понятия, которое, в свою очередь, обобщало все типы нарушения произношения).
3. Обозначал самостоятельное речевое расстройство, ничего общего не имевшее с понятием «косноязычие».
4. Являлся наименованием всех видов произносительных расстройств.
Задание 59. Кто из авторов на основе своих исследований предложил отдифференцировать дислалию от дизартрии и отказаться от термина «косноязычие»?
1.С.С. Ляпидевский и О.В. Правдина. 2.Ф.Ф. Рау и О.А.Токарева
3.Р.Е. Левина и Б.М. Гриншпун 4. Л.В. Мелихова и Р.И. Мартынова
Задание 60. Найдите правильное определение понятия «ДИСЛАЛИЯ»
1. Нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
2. Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
3. Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
4. Расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Задание 61. Какой симптомокомплекс соответствует проявлениям дислалии.
1. У ребенка нарушены все компоненты речи: звукопроизношение, речевое дыхание, голос, просодика, фонематическое восприятие, лексико-грамматический строй, связная речь.
2. У ребенка выявляется искаженное произношение согласных звуков, усредненность (редуцированность) гласных звуков, недостаточность речевого дыхания, нарушение модуляции голоса по высоте и силе.
3. У ребенка выявляются патологические изменения тембра голоса, выражающиеся в избыточной назализации, при искаженном произношении всех звуков речи.
4. У ребенка наблюдается замена шипящих звуков на свистящие, звуков [Р] и [Р’] на [j], смешение звуков [Т] и [К], [Т’] и [К’], [Д] и [Г], [Д’] и [Г’] в речевом потоке.
Задание 62. В ходе логопедического обследования у ребенка 6 лет были выявлены недостатки произношения шипящих звуков, а также звуков [Л,Л] и [Р,Р]. Появление данных звукопроизносительных нарушений было обусловлено биологическим фактором. Определите, какая из ниже перечисленных причин могла бы спровоцировать данную ситуацию.
1. Ограниченность социальных контактов.
2. Короткая уздечка верхней губы.
3. Короткая уздечка языка.
4. Подражание искаженному звукопроизношению матери.
Задание 63. В ходе логопедического обследования у ребенка 5 лет были выявлены различные нарушения большинства групп звуков. Появление данных звукопроизносительных нарушений было обусловлено социальным фактором. Определите, какая из ниже перечисленных причин могла бы спровоцировать данную ситуацию.
1. Ребенок не посещает детский сад и недостаточно общается с детьми.
2. В семье общаются на двух языках – русском и армянском, фонетическая база как одного, так и другого языка ребенком усвоена не полностью.
3. Выраженное нарушение прикуса.
4. Задержка психического развития.
Задание 64. Определите, какие из ниже перечисленных причины появления нарушений звукопроизношения относятся к биологическим, а какие к социальным.
![]() | ![]() |
1. Укорочение уздечки языка.
2. Недоразвитие фонематического восприятия.
3. Наличие выраженных звукопроизносительных нарушений у родителей.
5. Искусственная задержка развития звукопроизношения, обусловленная культивирование родителями несовершенств детской речи.
6. Задержка речевого развития у ребенка, перенесшего перенатальное поражение центральной нервной системы.
7. Двуязычие в семье.
8. Нарушение прикуса.
Задание 65. Из ряда факторов выберите тот, который обуславливает появление функциональной дислалии.
1. Недостаточная иннервация органов артикуляции, вследствие органического поражения центрального отдела речевого аппарата.
2. Негрубые, но достаточно выраженные деформации строения органов артикуляции при сохранной иннервации периферического отдела речевого аппарата.
3. Грубые анатомо-физиологические дефекты органов периферического аппарата речи, обуславливающие не только недостатки произношения, но и тембра голоса вследствие нарушения носового и ротоглоточного резонирования в процессе артикуляции.
4. Несформированность специфических речевых умений произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков речи, вследствие различных функциональных причин (при отсутствии органических нарушений со стороны центрального и периферического отделов речевого аппарата).
Задание 66. Из ряда факторов выберите тот, который обуславливает появление механической (органической) дислалии.
1. Недостаточная иннервация органов артикуляции, вследствие органического поражения центрального отдела речевого аппарата.
2. Негрубые, но достаточно выраженные деформации строения органов артикуляции при сохранной иннервации периферического отдела речевого аппарата.
3. Грубые анатомо-физиологические дефекты органов периферического аппарата речи, обуславливающие не только недостатки произношения, но и тембра голоса вследствие нарушения носового и ротоглоточного резонирования в процессе артикуляции.
4. Несформированность специфических речевых умений произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков речи, вследствие различных функциональных причин (при отсутствии органических нарушений со стороны центрального и периферического отделов речевого аппарата).
Задание 67. Выберите из ряда факторов тот, который обуславливает сенсорную функциональную дислалию.
1. Органическое поражение речеслухового анализатора.
2. Слабость процессов нейродинамики, затрудняющая образование тонких слуховых дифференцировок, вследствие функциональной незрелости речевых зон ЦНС.
3. Органическое поражение речедвигательного анилизатора.
4. Слабость процессов нейродинамики, затрудняющая образование тонких моторных дифференцировок, вследствие функциональной незрелости речевых зон ЦНС.
Задание 68. Выберите из ряда факторов тот, который обуславливает моторную функциональную дислалию.
1. Органическое поражение речеслухового анализатора.
2. Недоразвитие речевой моторики вследствие поражения периферических нервов, иннервирующих органы артикуляционного аппарата.
3. Органическое поражение речедвигательного анализатора.
4. Слабость процессов нейродинамики, затрудняющая образование тонких моторных дифференцировок, вследствие функциональной незрелости речевых зон ЦНС.
Задание 69. Выберите из ряда факторов тот, который обуславливает сенсомоторную функциональную дислалию.
1. Слабость процессов нейродинамики, затрудняющая образование тонких моторных дифференцировок, вследствие функциональной незрелости речевых зон ЦНС.
2. Слабость процессов нейродинамики, затрудняющая образование тонких слуховых дифференцировок, вследствие функциональной незрелости речевых зон ЦНС.
3. Недоразвитие речевой моторики вследствие поражения периферических нервов, иннервирующих органы артикуляционного аппарата.
4. Слабость процессов нейродинамики, затрудняющая образование тонких слуховых и моторных дифференцировок, вследствие функциональной незрелости речевых зон ЦНС.
Задание 70. Определите вид дислалии, если у ребенка наблюдается нарушения произношения звуков [Ч, Р, Л], остальные звуки соответствуют норме.
1. Простая мономорфная дислалия.
2. Простая полиморфная дислалия.
3. Сложная мономорфная дислалия.
4. Сложная полиморфная дислалия.
Задание 71. Определите вид дислалии, если у ребенка наблюдается нарушения произношения звуков [С, С’ З, З’, Ц], остальные звуки соответствуют норме.
1. Простая мономорфная дислалия.
2. Простая полиморфная дислалия.
3. Сложная мономорфная дислалия.
4. Сложная полиморфная дислалия.
Задание 72. Определите вид дислалии, если у ребенка наблюдается нарушения произношения шипящих звуков [Ш, Ж, Щ, Ч], звуков [Л, Л’], [Р, Р’], остальные звуки соответствуют норме.
1. Простая мономорфная дислалия.
2. Простая полиморфная дислалия.
3. Сложная мономорфная дислалия.
4. Сложная полиморфная дислалия.
Задание 73. Определите вид дислалии, если у ребенка наблюдается нарушение произношения звука [Р’], остальные звуки соответствуют норме.
1. Простая мономорфная дислалия.
2. Простая полиморфная дислалия.
3. Сложная мономорфная дислалия.
4. Сложная полиморфная дислалия.
Задание 74. Определите вид дислалии, при котором наблюдается искаженное произношение шипящих звуков.
1. Гаммацизм. 2. Парасигматизм. 3. Сигматизм. 4. Параротацизм.
Задание 75. Определите вид дислалии, при котором наблюдается смешение в произношении шипящих и свистящих звуков.
1. Ламбдацизм. 2. Парасигматизм. 3. Сигматизм. 4. Параротацизм.
Задание 76. Определите вид дислалии, при котором в произношении наблюдается замена звуков [ Р, Р’] на звук [j].
1. Парайотацизм. 2. Сигматизм. 3. Ротацизм. 4. Параротацизм.
Задание 77. Определите вид дислалии, при котором вместо звука [j] произносится звук [Л’].
1. Нарушение смягчения. 2. Параламбдацизм.
3. Парайотацизм. 4. Нарушение озвончения.
Задание 78. Определите форму дислалии, при которой недостатки звукового оформления речи обусловлены избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи.
1. Артикуляторно-фонетическая дислалия.
2. Артикуляторно-фонематическая дислалия.
3. Акустико-фонематическая дислалия.
Задание 79. Определите форму дислалии, при которой недостатки звукового оформления речи обусловлены неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.
1. Акустико-фонематическая дислалия.
2. Артикуляторно-фонетическая дислалия.
3. Артикуляторно-фонематическая дислалия.
Задание 80. Определите форму дислалии, при которой недостатки звукового оформления речи обусловлены несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене механизма производства речи.
1. Артикуляторно-фонетическая дислалия.
2. Акустико-фонематическая дислалия.
3. Артикуляторно-фонематическая дислалия.
Задание 81. Определите форму дислалии (по классификации Б.М. Гриншпуна), при которой в речи наблюдается ненормативное произношение звуков – искажение.
1. Артикуляторно-фонетическая дислалия.
2. Акустико-фонематическая дислалия.
3. Артикуляторно-фонематическая дислалия.



