Основные теории демократии

1.1. Эволюция значения и термина «демократия».

Самый сложный и многозначный по формам реализации тип политического режима - демократия. Уже семь столетий, начиная с 1260 г., когда это слово было впервые употреблено в переводе аристотелевской «Политики», и до настоящего вре­мени, не смолкают споры о значении термина «демократия».

Возникнув в античности и обозначая «власть народа» (от гре­ческих слов demos - «народ» и kratos - «власть»), термин «демократия» стал самым распространенным в политической науке. Однако массовое использование термина не оставило за ним определенного однозначного содержания. До сих пор в политологии не выработаны общепринятые представления, позволяющие сформулировать четкое определение демокра­тии. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти большинства, на ее ограничении и контроле над ней, на основных правах граждан, на правовой и социальной государственности, нако­нец, на разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, плюрализме, ра­венстве, соучастии и т. д.

Соответственно демократия интерпретируется в нескольких смыслах: во-первых, расширительно, как общественная система, основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида; во-вторых, более узко, как форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть (в отличие от монархии, где власть принадлежит одному лицу или аристократии, где управление осуществляется группой лиц). Это античная традиция трактовки демократии, берущая начало с Геродота (V в. до н. э.); в-третьих, демократия по­нимается как идеальная модель общественного устройства, как определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека. Индивиды, группы, исповедую­щие данные ценности, формируют движение за их реализа­цию. В этом значении термин «демократия» трактуется как социальное движение, как тип политической ориентации, во­площенный в программах определенных партий.

Эволюция значения термина «демократия» происходила одновременно с развитием человеческого общества. Первона­чально, с момента возникновения, демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монар­ха или аристократов. Однако уже в античности демократия была признана «худшей формой» правления. Ибо низкий уро­вень культуры граждан греческих полисов-государств позволял правителям манипулировать подобным «народовластием», вследствие чего режимы демократии были недолговечны и переходили в охлократию (власть толпы); а те, в свою очередь, порождали тиранию. Глядя на это, Аристотель не проводил различий между демократией и охлократией и отрицательно относился к первой. Такая оценка демократии повлияла на дальнейшую ее судьбу: демократия воспринималась негативно и была вытеснена из политического обихода.

Новый этап в развитии концепции демократии начинается с Великой Французской революции, когда демократия стала рассматриваться как направление общественной мысли, кото­рое формирует цели социально-политического движения, от­вергающего монархию и элитарность. Становление концепции демократии связано с потребностью обоснования нового ха­рактера отношений между правителями и подданными, вызван­ного появлением институтов гражданского общества, а также тре­бований автономии и социального равенства индивидов.

Однако негативное отношение к демократии не было пре­одолено даже в ХVIII в. Это объясняется тем, что идеальная модель демократии как повседневного и непосредственного участия в управлении всех граждан в больших политических образованиях, подобных национальным государствам (а не маленьким городам-полисам), практически невозможна. Пер­воначальный смысл демократии трансформировался, приспо­сабливаясь к новым потребностям жизни. На процесс транс­формации оказывали влияние культура конкретного общества, политические и исторические традиции, демократический опыт. Первоначальный смысл демократии как народовластия существенно расходился с многообразием практических форм ее реализации, что и привносило известную путаницу в пони­мание данного термина.

Различия в интерпретации демократии, как и различия в механизмах ее реализации в конкретных обществах, обуслов­лены отсутствием единства методологических принципов ее анализа. В первом случае, с точки зрения нормативного подхо­да, формируется идеальная модель демократического правле­ния, соответствующая ментальности населения, его представ­лениям о справедливом правлении. Однако реальные условия приспосабливают идеальную модель демократического прав­ления к запросам практики. Во втором случае, с позиций эм­пирически-описательного подхода, демократия оказывается со­вокупностью принципов, процедур и политических структур, которые обнаружили свою эффективность в реализации обще­ственных и индивидуальных потребностей и целей.

Различные теории демократии исходят либо из приоритета принципа долженствования, либо апеллируют к практике при формировании системы правления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: