Организация контроля за политической властью

Политический плюрализм.

Демократические параметры политической жизни

Важной характеристикой современной политической жизни России выступает политический плюрализм.

Политический плюрализм — это принцип, содействующий сущест­вованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предпола­гает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различ­ных точек зрения.

Суть политического плюрализма составляет множественность мне­ний, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различ­ных групп общества. Политический плюрализм проявляется не только в общественном сознании, но и в политической практике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь в различных полити­ческих институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фрак­циях, а также в представительных органах всех уровней.

Политический плюрализм во многом вытекает из разнообразия форм собственности, из необходимости многообразия самой жизни. Его основой являются конкретные социальные позиции и интересы групп людей, занятых в производстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятельности.

Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе.

Политический плюрализм связан с многопартийностью, конкурен­цией идей, предполагает легальную борьбу всех политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возможность мень­шинству сохранить свои структуры, включая оппозицию, и осущест­влять деятельность за отмену не устраивающих его решений.

Политический плюрализм означает многообразие политических идей и организационных форм, отрицание моноцентризма, свободу объединения людей в партии и иные законные органи­зации, уважительное отношение к противоположным взглядам, инако­мыслию, наличие оппозиционных сил и их беспрепятственную деятель­ность, ограничение центральной власти, разделение властей, возможность смены политических структур у власти и т.п.

Одной из необходимых предпосы­лок демократии выступает гласность. Гласность — русское слово, которым обозначается обще­принятое представление об открытости и публичности как условиях демократического принятия решений.

В историческом прошлом рос­сийского государства гласности не было. Во времена административно-командной системы информационный запрет лежал на всем, что касалось, например, истинного объема национального производства, размеров военного бюджета, катастроф, личности вождей, привиле­гий и т. п. Особая тайна лежала на способах управления и принятия решений партийно-государственным аппаратом. Поэтому начало перестройки не без основания связыва­ется с гласностью, когда достоянием общественно­сти стали события текущей политической жизни.

Одним из способов осуществления глас­ности являются отчеты выборных или исполнительных органов перед гражданами. В нашей стране многие годы от­четы носили формальный характер. Они выполняли лишь информационную функцию, ибо отсутствовала обратная связь, и отчеты не переходили в форму обсуждения деятель­ности выборных и исполнительных органов.

Глас­ность — это та область политической жизни, в которой об­щественность осуществляет контроль за политической вла­стью. Это тот институт, который открыт для граждан и за­щищает их во время обсуждения общественно значимых вопросов от любого давления извне, дает гарантии свободы собраний и создания организаций, выражения и распрост­ранения в печати своего мнения. Закрепленное в Конститу­ции РФ разделение властей устанавливает законность об­щественного контроля над политической властью.

Безраздельная власть бесконтрольна. Она недоступна влиянию населения, а принимаемые ею решения носят элитарный характер. Еще классики политической мысли утверждали, что гласный характер власти служит границей между абсолютной монархией и деспотизмом, с одной стороны, и республикой — с другой.

Контроль власти со стороны народа ставит границы произволу го­сударственной власти, множеству «секрет­ных» законодательств, «закрытых» нормативных актов: на смену государственной тайне приходит правовое государст­во. Политическая власть вынуждена подчиняться контролю общественности, а это предполагает существование незави­симого гражданского общества и институтов, способных обеспечить выражение его интересов.

По справедливому мнению французского политолога М. Ферретти, с появлением свободы печати общественный дух превращается в общественное мнение, обеспечивающее гласность власти и придающее истинное содержание поли­тическому представительству.

Гласность изменяет облик власти, реальное соотноше­ние между «верхами» и «низами»: достояние общественно­сти приобретает признанное и узаконенное влияние на по­литическую власть. Процесс ликвидации тайного характера политики и власти противоречив, сложен, переплетается с интересами государства, раскрытие которых не всегда целе­сообразно. Поэтому победа гласной власти над тайной не гарантирована. Практика политической жизни показывает, что чаще всего происходит процесс непрерывного перемещения границ гласности (например, по вопросам о привилегиях).

Гласность, характеризующая облик политической жиз­ни общества, не должна оставлять государственной власти широкого поля для тайных, секретных маневров или осу­ществления контроля за СМИ посредством их монополи­зации.

Способом осуществления гласности выступает и обсуж­дение проектов тех или иных решений, документов, кото­рые затрагивают интересы граждан страны. Это обеспечи­вает информацию населения об обсуждаемых государст­венных документах, привлекает внимание людей к наибо­лее значительным социальным процессам. Одним из важ­нейших способов осуществления гласности выступает дея­тельность прессы.

Функция обеспечения политической гласности присуща парламенту. Современный парламент — главный форум политической гласности, ее концентрированное выражение, тот институт, где парламентские фракции, депутаты, пра­вительство, парламентские комиссии открыто заявляют о своих позициях, намерениях, профессионально аргументи­руя и развивая их. Если этого не происходит, то любую ко­миссию или фракцию, любого депутата, члена правитель­ства можно заставить открыто аргументировать свою пози­цию. Парламент, как форум политической гласности, тре­бует от партий, депутатов, правительства открытой полити­ческой полемики. Ограничение парламентской гласности (на пленарных заседаниях, заседаниях комиссий) допусти­мо только в чрезвычайных случаях и должно быть строго оговорено определенными законами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: