Политический плюрализм.
Демократические параметры политической жизни
Важной характеристикой современной политической жизни России выступает политический плюрализм.
Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения.
Суть политического плюрализма составляет множественность мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества. Политический плюрализм проявляется не только в общественном сознании, но и в политической практике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь в различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях, а также в представительных органах всех уровней.
Политический плюрализм во многом вытекает из разнообразия форм собственности, из необходимости многообразия самой жизни. Его основой являются конкретные социальные позиции и интересы групп людей, занятых в производстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятельности.
|
|
Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе.
Политический плюрализм связан с многопартийностью, конкуренцией идей, предполагает легальную борьбу всех политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возможность меньшинству сохранить свои структуры, включая оппозицию, и осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений.
Политический плюрализм означает многообразие политических идей и организационных форм, отрицание моноцентризма, свободу объединения людей в партии и иные законные организации, уважительное отношение к противоположным взглядам, инакомыслию, наличие оппозиционных сил и их беспрепятственную деятельность, ограничение центральной власти, разделение властей, возможность смены политических структур у власти и т.п.
Одной из необходимых предпосылок демократии выступает гласность. Гласность — русское слово, которым обозначается общепринятое представление об открытости и публичности как условиях демократического принятия решений.
В историческом прошлом российского государства гласности не было. Во времена административно-командной системы информационный запрет лежал на всем, что касалось, например, истинного объема национального производства, размеров военного бюджета, катастроф, личности вождей, привилегий и т. п. Особая тайна лежала на способах управления и принятия решений партийно-государственным аппаратом. Поэтому начало перестройки не без основания связывается с гласностью, когда достоянием общественности стали события текущей политической жизни.
|
|
Одним из способов осуществления гласности являются отчеты выборных или исполнительных органов перед гражданами. В нашей стране многие годы отчеты носили формальный характер. Они выполняли лишь информационную функцию, ибо отсутствовала обратная связь, и отчеты не переходили в форму обсуждения деятельности выборных и исполнительных органов.
Гласность — это та область политической жизни, в которой общественность осуществляет контроль за политической властью. Это тот институт, который открыт для граждан и защищает их во время обсуждения общественно значимых вопросов от любого давления извне, дает гарантии свободы собраний и создания организаций, выражения и распространения в печати своего мнения. Закрепленное в Конституции РФ разделение властей устанавливает законность общественного контроля над политической властью.
Безраздельная власть бесконтрольна. Она недоступна влиянию населения, а принимаемые ею решения носят элитарный характер. Еще классики политической мысли утверждали, что гласный характер власти служит границей между абсолютной монархией и деспотизмом, с одной стороны, и республикой — с другой.
Контроль власти со стороны народа ставит границы произволу государственной власти, множеству «секретных» законодательств, «закрытых» нормативных актов: на смену государственной тайне приходит правовое государство. Политическая власть вынуждена подчиняться контролю общественности, а это предполагает существование независимого гражданского общества и институтов, способных обеспечить выражение его интересов.
По справедливому мнению французского политолога М. Ферретти, с появлением свободы печати общественный дух превращается в общественное мнение, обеспечивающее гласность власти и придающее истинное содержание политическому представительству.
Гласность изменяет облик власти, реальное соотношение между «верхами» и «низами»: достояние общественности приобретает признанное и узаконенное влияние на политическую власть. Процесс ликвидации тайного характера политики и власти противоречив, сложен, переплетается с интересами государства, раскрытие которых не всегда целесообразно. Поэтому победа гласной власти над тайной не гарантирована. Практика политической жизни показывает, что чаще всего происходит процесс непрерывного перемещения границ гласности (например, по вопросам о привилегиях).
Гласность, характеризующая облик политической жизни общества, не должна оставлять государственной власти широкого поля для тайных, секретных маневров или осуществления контроля за СМИ посредством их монополизации.
Способом осуществления гласности выступает и обсуждение проектов тех или иных решений, документов, которые затрагивают интересы граждан страны. Это обеспечивает информацию населения об обсуждаемых государственных документах, привлекает внимание людей к наиболее значительным социальным процессам. Одним из важнейших способов осуществления гласности выступает деятельность прессы.
Функция обеспечения политической гласности присуща парламенту. Современный парламент — главный форум политической гласности, ее концентрированное выражение, тот институт, где парламентские фракции, депутаты, правительство, парламентские комиссии открыто заявляют о своих позициях, намерениях, профессионально аргументируя и развивая их. Если этого не происходит, то любую комиссию или фракцию, любого депутата, члена правительства можно заставить открыто аргументировать свою позицию. Парламент, как форум политической гласности, требует от партий, депутатов, правительства открытой политической полемики. Ограничение парламентской гласности (на пленарных заседаниях, заседаниях комиссий) допустимо только в чрезвычайных случаях и должно быть строго оговорено определенными законами.
|
|