Функционирование политической жизни
Функционирование политической жизни осуществляется на трех уровнях: институциональном, представительном и индивидуальном.
Институциональный уровень — это государственно-правовая сфера политической жизни. Здесь осуществляется профессиональная политическая деятельность и складываются политические отношения в рамках государственного механизма, функционирующего по принципу рациональной целесообразности. Профессиональная политическая деятельность основывается на государственных интересах и направлена на обеспечение единой политической воли в целях удержания и укрепления власти, с одной стороны, и достижения политической лояльности к существующей власти и поддержки ее политики большинством граждан, — с другой. На этом уровне политическая деятельность сосредоточивается на утверждении и распространении политических ценностей (национальная безопасность, экономическое развитие, права и свободы граждан, конституционный порядок, общественный прогресс), На выработке политической стратегии и тактики, закреплении их в соответствующих законах.
Главная цель политической деятельности в рамках институциональных структур — достижение политической стабильности, которая включает в себя гражданский мир, легитимность, эффективность и прочность власти. Политическая стабильность служит нормой, определяющей политическую деятельность по упорядочению общественных отношений. Достижение политической стабильности является условием нормального функционирования политических отношений, их прогрессивного развития. Если отношения урегулированы, они укрепляют любой способ производства. Если же порядка нет, то случайные факторы и мотивы поведения получают возможность прорыва в политику, снижают уровень защищенности личности, дискредитируют авторитет государства и власти. Все это порождает неуверенность и напряженность в обществе.
Политическая стабильность — состояние общества, характеризующееся относительным согласием основных социальных и политических сил по поводу целей и методов общественного развития. Она основывается на балансе совпадающих и противостоящих интересов действующих социальных групп, на разрешении возникающих противоречий и конфликтов в результате консенсуса. Такого рода политическая стабильность характерна для демократических обществ.
К условиям, обеспечивающим политическую стабильность, относят: экономический рост, сопровождаемый увеличением численности средних слоев населения («среднего класса») и соответствующими изменениями в их политической культуре; высокий уровень политической культуры, позволяющий согласовывать противоречивые интересы, цели, позиции; наличие демократических традиций, толерантности, уважительного отношения к закону и лояльного—к политическим институтам, соблюдение определенных правил участниками политического процесса; обеспечение свободного доступа к политическим институтам нетрадиционных социальных групп (ранее не участвовавших в политике), что позволяет сохранять лояльность масс по отношению к политической системе в целом; возможность реализации экономических интересов большинством социальных групп. Отсутствие стабильности порождает стремление «обиженных» «нажать» на государственные органы с целью получения материальных преимуществ. Возникает цепная реакция: группы втягиваются в своеобразное соревнование по «выколачиванию» материальных благ, а поскольку власти не могут обеспечить всех в одинаковой мере, открывается широкое поле для конфликтов, конфронтации, социальной напряженности.
Политическая стабильность — предмет особой заботы правящей политической элиты. Для этого она использует следующие меры.
1. Социально-политическое маневрирование. Оно включает различные средства для ослабления противодействия властям самой ущемленной части общества. Наиболее распространенным средством социального маневрирования выступает перераспределение общественного богатства с учетом интересов «проигрывающих» групп, что позволяет частично ослабить социальную напряженность. Спектр методов социально-политического маневрирования достаточно широк— от сепаратных сделок, временных политических блоков до провозглашения популистских лозунгов, способных отвлечь общественное внимание.
2. Политическое манипулирование. Это массированное воздействие через средства массовой информации с целью формирования общественного мнения нужной направленности.
3. Введение оппозиционных сил в политическую систему и постепенная их адаптация и интеграция.
4. Применение силы. Эта мера, как показывает практика, наименее эффективна.
Позитивную роль в достижении политической стабильности могут сыграть: формирование коалиционного правительства (правительства национального доверия), переговоры между противостоящими политическими силами и т. п. Не менее важное значение имеет и учет допущенных в свое время ошибок, порождавших дестабилизационные процессы. Например, использование в политической деятельности средств, не адекватных цели. Известно, что средства, применяемые в политике, могут искажать цель. Вольное обращение со средствами в социально-политических преобразованиях (попытки сократить путь развития или выпрямить его и т. п.) ведет к абсолютизации политических претензий отдельных деятелей в ущерб интересам человека и общества. Если средства для достижения цели не созрели, то деятельность, как правило, переводится в сферу идеологической полемики. Для реализации новых целей нужен и новый уровень культуры политической деятельности, ее цивилизованности. Если этого нет, степень упорядоченности политического процесса резко снижается. Реакция не подготовленного к переменам большинства населения на неблагоприятные ситуации может оказаться разрушительной. Ориентация на разрушение особенно опасна. Она приводит к тому, что разрешение проблем растягивается на десятилетия и достигается слишком высокой ценой для народа. Опыт показывает, что страны, отдающие предпочтение ценностям порядка, достигают наибольших успехов в своем развитии.
На институциональном уровне политическая жизнь, функционируя на основе определенных принципов, поддается программированию и регулированию. Однако для ее оптимального функционирования необходимы механизмы, противостоящие государственному регулированию и выражающие многообразные интересы социально-политических общностей.