Типы уроков

Лекция

СМОЛЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ЛИТЕРАТУРА

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ПОНЯТИЯ

Лекция

СМОЛЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Список літератури

Доба безоглядної експлуатації позаду: й людини людиною, й природи людиною. Природа вимагає відтворення. Особливого піклування потребує людина. Економіка перестала бути єдиної суспільною метою. Не передчасно померти багатими, а жити, користуючись благами природи й цивілізації, - завдання людей. Ми не технофоби. Безглуздо закликати до відмови від успіхів фізики й хімії, всіляких інших наук. Нам по дорозі з технічними нововведеннями. Але тільки з тими, що виникають не за рахунок людської біди й безпросвітності людського майбуття. Ми за науку й техніку здоров'я та життя, ми проти техніки й Науки руйнування.

МИ ЗАЯВЛЯЄМО: Люди мусять знати правду про стан свого вічного притулку. Його збереження - в їхніх інтересах. В галузі екології: - н айменше відхилення має бути відоме всім: - н ебезпечне не багатьом потребує пильної уваги: - т е,що завдає шкоди сотням, варте осуду; - т ому,що загрожує тисячам,треба покласти край.

Закріплення знань 1 Назвіть основні завдання нової політики природокористування.2 Перелічить правила гармонізації стосунків із природою.3 Які пріоритети політики України з питань збереження та стабільного розвитку вам відомі?

1. Апостолюк С.О., Джигирей В.С., Апостолюк А.С. Промислова екологія: Навч.посіб. – К.: Знання, 2005. – 474 с.

2 Білявський Г.О., Фурдуй Р.С., Костіков І.Ю. Основи екологічних знань.- Київ: Либідь, 2000. - 334 с.

3. Білявський Г.О., Бутченко Л.І., Навроцький В.М. Основи екології: теорія і практикум.- Київ: Лібра, 2002.- 352с.

4. Гавриленко Б.Б. Соціальна екологія - Запоріжжя: Дике поле, 2001.- 230 с.

5. Джигирей В.С. Основи екології та охорона навколишнього природного середовища.- Львів, 2001. – 235 с..

6. Кучерявий В.П. Екологія - Львів: Світ, 2000.- 496 с.

7. Лук′янова Л.Б Основи екології - Київ: Вища школа, 2000.- 328с.8. Федоренко О.І., Бондар О.І., Кудін А.В. Основи екології: Підручник – К.: Знаня, 2006. – 543 с.

Цели:

- раскрыть сущность грамматических понятий;

- отметить трудности их усвоения младшими школьниками;

- указать основные условия эффективности усвоения;

- раскрыть основные этапы формирования грамматических понятий;

- указать особенности структуры такого урока.

1. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.

2. Рождественский Н.С., Кустарева В.А. Методика начального обучения русскому языку. – М., 1968.

3. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. – М., 1993.

В начальных классах начинается работа по формированию таких морфологических понятий, как «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «предлог», «местоимение» и др.; словообразовательные: «корень», «суффикс», «окончание», «приставка», «однокоренные слова»; синтаксические: «предложение», «словосочетание», «подлежащее», «сказуемое», «второстепенные члены».

Сущность грамматических понятий и трудность их усвоения младшими школьниками.

Языковые явления, категории отличаются высокой степенью абстрактности, что является главной причиной затруднений младших школьников при формировании того или иного грамматического понятия.

Следовательно, для овладения тем или иным грамматическим понятием необходим определенный уровень развития абстрактного мышления, которое создается в процессе обучения и требует специальных упражнений, направленных на формирование определенных умственных умений.

Например, при формировании грамматического понятия «глагол» учащиеся узнают, что глаголы обозначают действие предмета. Там, где лексическое знание слова совпадает с грамматикой, затруднений не возникает: бежать, лететь, петь, прыгать. Но у большинства глаголов такого совпадения нет: думать, любить. В грамматике ведь под действием предмета понимается не только движение, но и состояние предмета (зеленеть); его отношение к другим предметам (уважать, ненавидеть); изменение качества предмета (смеркаться) и т.д. Это понимают не все дети сразу, многие не видят глаголов в словах типа: болеть, мерзнуть и т.п.

Для формирования грамматического понятия требуется развитие умения абстрагироваться и объединять в одну группу слова, учитывая общие грамматические признаки, присущие всем словам этой группы.

Например, все слова, отвечающие на вопросы кто? что? – имена существительные.

Усвоение грамматических понятий – процесс длительный и сложный для младших школьников. Оно складывается из нескольких этапов работы:

1. Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия.

2. Обобщение признаков при установлении связи между ними.

3. Осознание формулировки распознания изучаемого.

4. Конкретизация грамматического понятия через упражнения в распознавании признаков и самого понятия.

Например, 2 класс «Формирование грамматического понятия глагол».

Анализ языкового материала.

Лучше если школьники сами составляют или подбирают исходный материал. Это может быть материал экскурсии, составление предложений по просмотренному фильму, по части диафильма, по прочитанному рассказу, по картине.

В начале урока создается ситуация коллективного поиска (накануне была проведена экскурсия к реке).

- Какие изменения произошли весной на реке?

- Что интересного вы там заметили?

- Лед стал темным, потемнел.

- Лед треснул, появились разводы.

- Лед разломился, раскололся. По реке плывут льдины.

- На солнце льдинки (блестят) искрятся.

- От берега лед отошел (отодвинулся), появилась вода, показался песок.

- По льдинке расхаживала галка, искала пищу.

(Несколько предложений по указанию учителя записывают с комментарием).

- Какие слова вы употребили, чтобы обозначить действия предметов? Подчеркните их.

- Чем они сходны? Поставьте вопросы к этим словам и сравните их.

- Как называются слова, которые обозначают действие предметов и отвечают на вопросы: что делать? делал? делает?

С самим термином «глагол» познакомились в разделе «Общее понятие о частях речи» учебник 2 класса.

- Разберите по членам предложения:

Лед отошел от берега.

Показалась вода.

Синтез установление связи между признаками:

- Какими членами предложения являются глаголы?

- Скажите все (обобщите), что вы знаете о глаголе. Пользуйтесь планом:

1. Что такое глагол?

2. Что обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Каким членом предложения бывает?

- Прочитайте о глаголе в учебнике (стр. 179).

- На какие пункты плана даны ответы в учебнике? Прочитайте пункт плана и ответ на него.

- На какие пункты плана нет ответа в учебнике?

Осознание формулировки понятия.

- Учащиеся выполняют упр. 442, 443.

- Какие части речи, кроме глагола, вы знаете?

- От глагола «строить» с помощью суффикса – тель – образуйте новое слово. Какую часть речи вы образовали?

- От слова «строитель» с помощью и образуйте новое слово. Какую часть речи вы образовали?

- Сравните слова: строить, строитель, строительный.

Как отличить одну часть речи от другой? И т.п.

На этом уроке только с понятием глагол. Для усвоения этого материала необходима система упражнений, которые выполняются на всех уроках, предусмотренных программой на изучение темы.

Таким образом, при формировании грамматических понятий, с одной стороны, необходимо развивать умение абстрагироваться от лексического значения; с другой – развивать у школьников углубленное понимание лексического значения слова (взаимодействие лексических и грамматических значений).

Методические условия, обеспечивающие эффективное усвоение понятий.

1. Активная умственная деятельность учащихся (поисковые методы).

Например, как правильно сказать и почему?

душист (ый, ая) карамель

сочн (ый, ая) морковь

весел (ай, ая) спектакль

В ходе совместного обсуждения приходим к выводу, что окончание прилагательного зависит от рода существительного.

2. Осознание существенных и несущественных признаков понятия.

Мальчик работал в саду (существ.приз.)

Мальчик работал в школьном саду (несуществ.пр.).

3. Включение нового понятия в систему ранее изученных.

Части речи – члены предложения.

4. Наглядное изучение понятий.

Кроме таблиц, схем, конкретных предметов, рисунков, в качестве наглядного материала выступает сам языковой материал, т.к. является объектом изучения. Текст, отдельные слова и предложения должны быть такими, чтобы изучаемое явление было четко представлено.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: