«Менеджмент»
Менеджмент как наука: сущность, структура и содержание
Менеджмент – это
1) Наука,изучающаясоциально-экономическиеотношенияв процессеуправления;
2) Деятельность обеспечивающаяконцентрациюусилийлюдей для получения заранее определенного результата;
3) Искусство управлениялюдьми и обеспечения их взаимодействия.
В своей сущности менеджмент представляет собой сложное социально-экономическое, информационное и организационно-техническое явление, являющееся одновременно процессом деятельности и науки, имеющие дело с постоянно изменяющимися условиями функционирования объекта управления, со сменой его состояний и качеств. Рассмотрение субъекта и объекта менеджмента основано на том, что сам менеджмент представляет собой некую систему, которая предполагает наличие определенных взаимосвязанных элементов.
Эта система обладает определенным набором качественных характеристик. Основной характеристикой является непредсказуемость происходящих в ней процессов, которые в определенной форме поддаются анализу.
|
|
Таким образом, существует определенная система, в которой происходит взаимодействие субъекта и объекта посредством менеджмента для достижения определенных результатов, состоящая из следующих элементов:
1) субъект менеджмента — представляет собой человека или группу людей, которые осуществляют управленческие воздействия в рамках организации и для реализации ее целей и задач.
Отличительной особенностью субъекта менеджмента является то, что им могут выступать только люди (одушевленные предметы), что качественно отличает субъект менеджмента от объекта. Формулировка целей, задач, перспектив развития и их практическая реализация являются управленческим воздействием.
Субъектом менеджмента может являться не только отдельно взятый человек, менеджер, но и группа людей.
2) объект менеджмента — все то, на что направлены управленческие воздействия субъекта менеджмента в рамках организации и для реализации ее целей и задач.
В отличие от субъекта объект ограничен не только людьми, к нему можно отнести множество факторов, ситуаций, имеющихся в организации и оказывающих влияние на нее.
Из всего многообразия объектов менеджмента можно выделить следующие:
- человеческие ресурсы организации, представителями которых выступает персонал, подчиненные;
- поставщики ресурсов для организации;
- конкуренты;
- информационное обеспечение, примером которого могут служить организация и налаживание локальных сетей, поддержание программного обеспечения в работоспособном состоянии и т. д.;
|
|
- финансы организации, т. е. непосредственно финансово-денежные потоки и управление ими.
3) менеджмент представляет собой совокупность знаний, навыков, опыта для осуществления максимально эффективной связи между объектом и субъектом менеджмента.
Роль менеджмента состоит в осуществлении максимально результативной и эффективной взаимосвязи между объектом и субъектом менеджмента;
4) результат — это то, ради чего взаимодействуют субъект и объект менеджмента, используя менеджмент, выражающийся в измеримых показателях.