| Величина Ed | Характер спроса | Поведение покупателя | |
| Цена снижается | Цена возрастает | ||
| Edp = ∞ | Совершенно эластичный | Повышает объем закупок на неограниченную величину | Полностью отказывается от покупок |
| Edp > 1 | Эластичный | Значительно повышает объем закупок | Значительно снижает объем закупок |
| Edp = 1 | Спрос с единичной эластич-ностью | Спрос растет таким же темпом, каким снижается цена | Спрос снижается таким же темпом, каким растет цена |
| о < Edp < 1 | Неэластич-ный спрос | Темп роста спроса меньше темпа снижения цены | Темп снижения спроса меньше темпа роста цены |
| Edp = 0 | Совершенно неэластичный | Совершенно не изменяет объем закупок | Совершенно не изменяет объем скупок |
Графики эластичности спроса по цене.
|

2. Edp < 1 - слабая реакция спроса по цене. Снижение цены вызывает незначительный рост спроса, так что общая выручка Р×Q падает.
3. Edp = 1– единичная эластичность спроса по цене. Снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом величины спроса, так что общая выручка остается неизменной.
На рис. 1.6. следует обратить внимание на две точки, в которых Edp = ∞ и
Edp= 0. Это два крайних случая.
![]() |
В первом случае кривая спроса горизонтальная, имеется только одна цена P0 при которой потребители будут приобретать товар. Увеличение цены выше этого уровня снизит потребление данного товара до 0, а снижение цены ниже P0 приведет к неограниченному спросу.
Во втором случае кривая спроса, вертикальная. Это совершенно неэластичный спрос. Потребители будут приобретать товар в объеме Q0 независимо от цены.
На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
1) Наличие товаров знаменателей, спрос на товар, имеющий близкие заменители, имеет тенденцию быть более эластичным.
2) Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. Спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем на длинном.
3) Значимость товара для потребителя. Спрос на товары первой необходимости является малоэластичным.
Удельный вес товара в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него при прочих равных условиях
Однако, рассматривая эластичность спроса по цене, нельзя не отметить, что имеются варианты развития событий на потребительском рынке, когда коэффициент перестает быть отрицательным и может принимать положительное значение. Такая ситуация возникает: на рынках незаменимых слагаемых набора потребителя (например, спички, соль, мыло); когда рынки заполнены товарами, потребность в которых уже насыщена; в условиях низкого жизненного уровня, когда такие товары, как хлеб, молоко, картофель, с точки зрения потребителя являются необходимыми и когда экономика поражена инфляцией.
Реакция спроса на изменение цены другого товара выражается перекрестной эластичностью спроса: она показывает процентное изменение спроса на товар при однопроцентном изменении ценна другие товары. Коэффициент перекрестной эластичности спроса можно выразить формулой
Ех.. y = DQd% товара Х / Dр% товара У.
Ех.. y=(DQх/Dру)(ру/Qх) (2. 2)
Если товары взаимозаменяемые, то Ех.. y будет положительным числом, а если товары взаимодополняемые, то Ех.. y будет отрицательным числом. Чем больше абсолютная величина этого коэффициента, тем больше реакция спроса данного товара на изменение цены другого товара.
Реакция спроса на изменение дохода характеризуется таким показателем, как эластичность спроса по доходу. Это процентное изменение спроса на товар Q в результате однопроцентного роста дохода I. Коэффициент эластичности спроса по доходу можно определить по формуле:
EdI=DQd%/DId%=(DQd/DI)×(I/Qd) (1.3)
Эластичность спроса по доходу на нормальные товары — положительное число, а на товары низшей категории — отрицательное.







