Вопрос 3. Ценовая дискриминация

Фирма, обладающая монопольной властью, может проводить политику ценовой дискриминации, под которой понимается продажа продукции данного качества, изготовленной одним производителем, разным покупателям по различным ценам. Она имеет место для товаров, которые покупатели не могут пере­продать, и в том случае, когда монополия способна произволь­но устанавливать цену и имеет возможность выявить на своем рынке покупателей с разной ценой спроса, либо сегменты рын­ка, различающиеся по ценовой эластичности спроса.

Наиболее благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются в сфере услуг. В сфере материального производства ценовая дискриминация возможна, когда рынки отделены друг от друга географически или посредством тарифных барьеров, что затрудняет перепродажу товаров с одного на другой.

Различают три степени ценовой дискриминации.

1. Совершенная ценовая дискриминация — это случай, когда монополия устанавливает каждому покупателю разную цену. Например, высококвалифицированный хирург, занимающийся совершенной дискриминацией, будет устанавливать каждому пациенту цену с учетом его финансовых возможностей (цены спроса).

В чистом виде совершенная ценовая дискриминация трудноосуществима. Приближение к ней возможно в условиях инди­видуального производства, когда каждая единица продукции выпускается по заказу конкретного потребителя, а цены устанавливаются по договорам с заказчиками.

2. Ценовая дискриминация второй степени может осуществляться в форме разного рода скидок. Например, чем выше объем поставки, тем выше предоставляемая скидка, или например, сезонный билет на железной дороге относительно дешевле разовых билетов.

3. Ценовая дискриминация третей степени отличается тем, что за основу ее принимается деление покупателей на группы (сегменты). Примером может служить различная оплата на подписку специализированных журналов для индивидуальных подписчиков и для организаций или, к примеру, различные цены в музеи, кинотеатры для студентов, пенсионеров и других граждан.

Последствия ценовой дискриминации:

1) производится больший объем продукции;

2) увеличивается прибыль продавца за счет потребительского излишка;

3) возрастает благосостояние общества, т.к. товар становится доступным большему числу потребителей.

 
 


Рис. 10 Графический анализ ценовой дискриминации (при условии, что МС – const)

На рис. 10а видно, что прибыль монополиста равна площади прямоугольника I; заштрихованный треугольник – это потребительский излишек; площадь треугольника II – это безвозвратные потери общества из-за монопольной цены.

Переход к политике ценовой дискриминации (рис.10б) означает, что MR=P, а график MR сливается с графиком спроса. Весь потребительский излишек переходит к продавцу, увеличивая его прибыль (площадь треугольника I на рис. 10б). Исчезают и безвозвратные общественные потери за счет расширения рынка сбыта (Q`m > Qm).

Ценовая дискриминация может носить систематический или временный характер. Однако, в любом случае, монополист учитывает эластичность спроса на свой товар. Объектом ценовой дискриминации являются в основном малоэластичные товары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: