Рынок совершенной конкуренции и эффективность
Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.
Кривая предложения фирмы.
Условия равновесия фирмы в краткосрочном периоде.
Тема 9 Предложение в условиях совершенной конкуренции
1. Характерные черты рынка совершенной конкуренции. Спрос и предельный доход конкурентной фирмы
Ниже перечисляются наиболее характерные черты рынка совершенной конкуренции.
На рынке совершенной конкуренции функционирует очень большое количество фирм, продукция которых совершенно одинаковая (стандартизированная), поэтому покупателю безразлично у кого ее приобретать.
Объем предложения отдельной фирмы настолько мал, что практически не оказывает влияния на рыночную цену, которая складывается независимо от желания отдельного продавца.
Большое количество конкурирующих фирм в отрасли делает невозможным их сговор по поводу цены и объемов выпуска. В этих условиях каждая отдельная фирма соглашается с ценой, сложившейся на рынке, являясь ценополучателем.
Отсутствие барьеров для вступления на рынок и выхода с рынка, свободный доступ к информации о ценах на производимую продукцию и о ценах на ресурсы делают данную рыночную структуру достаточно динамичной в плане приспособления к изменениям рыночного спроса.
К рынкам совершенной конкуренции относятся рынки сельхозпродукции.
Отметим, что микроэкономика, анализируя рынки, имеет дело с так называемой представительной фирмой, т.е. фирмой, отражающей типичный характер поведения множества фирм.
Рис. 1 Равновесная цена Р* на рынке совершенной конкуренции (а) и кривая спроса представительной фирмы (б)
На рис. 1, а дается графическое изображение рынка совершенной конкуренции, а на рис. 1, б — представительной конкурентной фирмы.
Как следует из рис. 1, конкурентная фирма соглашается с ценой, установившейся на рынке. Кривая спроса на продукцию фирмы D является абсолютно эластичной, что свидетельствует о том, что по данной цене она может реализовать достаточно большое количество продукции. Цена, по которой фирма реализует продукцию, одновременно является ее предельным доходом MR.
Предельный доход — это доход, который возникает в связи с реализацией дополнительной единицы продукции. Он рассчитывается следующим образом:
MR=∆TR/∆Q (1)
где ∆TR— изменение валового дохода;
∆Q — изменение количества продукции.
Напомним, что валовый доход рассчитывается как произведение цены Р на количество реализуемой продукции Q (TR = PQ).