Вопрос 1. Характерные черты рынка совершенной конкуренции. Спрос и предельный доход конкурентной фирмы

Рынок совершенной конкуренции и эффективность

Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.

Кривая предложения фирмы.

Условия равновесия фирмы в краткосрочном периоде.

Тема 9 Предложение в условиях совершенной конкуренции

1. Характерные черты рынка совершенной конкуренции. Спрос и предельный доход конкурентной фирмы

Ниже перечисляются наиболее характерные черты рынка совершенной конкуренции.

На рынке совершенной конкуренции функционирует очень большое количество фирм, продукция которых совершенно одинаковая (стандартизированная), поэтому покупателю безразлично у кого ее приобретать.

Объем предложения отдельной фирмы настолько мал, что практически не оказывает влияния на рыночную цену, которая складывается независимо от желания отдельного продавца.

Большое количество конкурирующих фирм в отрасли делает невозможным их сговор по поводу цены и объемов выпуска. В этих условиях каждая отдельная фирма соглашается с ценой, сложившейся на рынке, являясь ценополучателем.

Отсутствие барьеров для вступления на рынок и выхода с рынка, свободный доступ к информации о ценах на производимую продукцию и о ценах на ресурсы делают данную рыночную структуру достаточно динамичной в плане приспособления к изменениям рыночного спроса.

К рынкам совершенной конкуренции относятся рынки сельхозпродукции.

Отметим, что микроэкономика, анализируя рынки, имеет дело с так называемой представительной фирмой, т.е. фирмой, отражающей типичный характер поведения множества фирм.

Рис. 1 Равновесная цена Р* на рынке совершенной конкуренции (а) и кривая спроса представительной фирмы (б)

На рис. 1, а дается графическое изображение рынка совершенной конкуренции, а на рис. 1, б — представительной конкурентной фирмы.

Как следует из рис. 1, конкурентная фирма соглашается с ценой, установившейся на рынке. Кривая спроса на продукцию фирмы D является абсолютно эластичной, что свидетельствует о том, что по данной цене она может реализовать достаточно большое количество продукции. Цена, по которой фирма реализует продук­цию, одновременно является ее предельным доходом MR.

Предельный доход — это доход, который возникает в связи с реализацией дополнительной единицы продукции. Он рассчитывается следующим образом:

MR=∆TR/∆Q (1)

где ∆TR— изменение валового дохода;

∆Q — изменение ко­личества продукции.

Напомним, что валовый доход рассчитывается как произведение цены Р на количество реализуемой продукции Q (TR = PQ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: