Туристский продукт

Условия развития туристского рынка

Для успешного развития рынка необходимы:

- свобода во взаимодействии продавца и покупателя, свобода в выборе партнера;

- движение туристского продукта, т.е. превращение туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратное превращение денег в туристско-экскурсионные услуги в масштабах всего обществен­ного воспроизводства;

- совокупность потребителей туристского продукта, имеющих средства для его покупки, т.е. наличие клиентуры рынка.

Взаимодействие клиента* и продавца туристского продукта носит форму сделки. Сделка может состояться и без прямого участия продавца и покупателя (через телефонную связь, Интернет, почтой и т.д.);

- территория, на которой встречаются продавцы и покупатели, где происходит торговля за лучшую цену.

Национальный рынок охватывает всю территорию страны, междуна­родный (мировой) рынок - совокупную территорию большинства стран. Мировой рынок образуют страны-экспортеры и страны-импортеры ту­ризма Исследованием «Панорамы-2020» определена первая десятка стран

Прогнозы исследования туристского рынка «Панорама-2020»

Страны-лидеры по выезду туристов в 2020 г. Страны-лидеры по въезду туристов в 2020 г
Страна выезда Доля в мировом потоке, млн. чел. / % Страна въезда Доля в мировом потоке, млн. чел. / %
Германия 163,5/10,2 Китай 137,1 /8,6
Япония 141,5/8,8 США 102,4/6,4
США 123,3/7,7 Франция 93,3/5,8
Китай 100,0/6,2 Испания 71,0/4,4
Великобритания 96,1/6,0 Гонконг 59,3/3,7
Франция 37,6/2,3 Италия 52,9/3,3
Нидерланды 35,4/2,2 Великобритания 52,8/3,3
Канада 31,3/2,0 Мексика 48,9/3,1
Россия 30,5/1,9 Россия 47,1 /2,9
Италия 29,7/1,9 Чехия 44,1/2,7

Туристский рынок имеет свои специфические особенности. Предме­том купли-продажи на туристском рынке является туристский про­дукт - конечный продукт производственного процесса превращения ресурсов*, осуществляемого предприятиями, организациями, индивиду­альными предпринимателями. Товарной формой туристского продукта является потребительский комплекс, состоящий из трех частей: тура, туристских услуг, туристских товаров. Туристский продукт, представлен­ный на рынок, выступает в качестве туристского предложения. Это пред­ложение должно соответствовать потребностям туристов как в комплектах и по отдельным составляющим. Услуги должны соответствовать туру, а товары должны дополнять предоставляемые услуги. Туристский продукт должен удовлетворять рекреационные* потребности туристов, быть полезным для максимально большого числа людей.

Рассмотрим отдельные составляющие туристского продукта.

1. Специфика туристского продукта

Основной задачей деятельности туроператора является создание тура, подкрепленного соответствующей программой обслуживания. Этот продукт и является основным туристским продуктом туроператора, выпускаемым на рынок и реализуемым через агентскую сеть. Данный продукт весьма специфичен и включает в себя:

• маршрут, специально разработанный;

• тур с утвержденной программой обслуживания;

• услуги, предоставляемые дополнительно;

• товары, соответствующие туристскому обслуживанию.

Современное состояние туристского спроса и предложения диктует то, что туристский продукт, формируемый туроператором и реализуемый турагентом, должен быть довольно дифференцированным. Чтобы выжить завтра, уже сегодня нужно найти свой, неудовлетворенный сегмент рынка. Это может быть сегмент национальный, основанный на специфических, национальных вкусах, может быть возрастной, а может быть и основанным на цели путешествия. Всем понятно, что нет универсальных гостиниц, тем более – универсальных туров.

Продукт, продаваемый туристскими операторами и агентствами, исключительно своеобразен и непохож на продукцию большинства других видов предпринимательства.

С одной стороны, казалось бы, все ясно: для большинства агентств объектом продажи являются транспортные услуги (по морю, воздуху, автомобилем, автобусом, лимузином) в сочетании с размещением путешественников в гостиницах. Многие агентства в дополнение к этому также продают страховые полисы для путешественников, сумки и чемоданы, делают паспортные фотографии, оформляют визы и т. д. Тем не менее следует помнить, что, говоря о «продаже» мест в самолете, поезде, круизе или гостинице, турагент на самом деле лишь оказывает помощь клиенту в приобретении указанного места, каюты, гостиничного номера во временное пользование, то есть фактически в получении всего указанного во временную аренду.

Туроператор помогает качественному выбору и комплектации соответствующих друг другу по содержанию и качеству услуг, кроме того, совершая оптовые закупки (оптовую аренду) мест в средствах размещения и перевозки, он способствует снижению цен на соответствующие услуги для потребителей по сравнению с розничными ценами.

Вместе они доводят этот продукт до потребителя. Живописнее всех определили продаваемый ими продукт турагенты, специализирующиеся на отдыхе, – они продают мечты.

Если исходить из мировой практики, а также статей 128–134 Гражданского кодекса РФ, туристский продукт – это не только набор услуг и тем более не право на него, а более сложный и пока не привычный для нас товар, состоящий из комплекса «вещей, прав, работ и услуг, информации, интеллектуальной собственности и нематериальных благ».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: