Понятие свободного рынка
РЫНОК ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА.
От экономики, управляемой государством, Россия перешла к системе рыночного хозяйствования. Централизованная экономика базируется на государственной или общественной собственности, то фундаментом рыночной экономики является частная или приватная собственность. Отсюда термин «приватизация».
Экономическая активность и предприимчивость формирует человека как личность самостоятельную, свободную и независимую от других. Возникают товарно-денежные взаимоотношения, создается система мирохозяйственных связей, т.е. формируется свободный рынок.
Рынок (market): 1) территория, на которой встречаются продавцы и покупатели, чтобы обменяться тем, что представляет ценность; 2) спрос на определенный товар или услугу, измеряемый объемом продаж за определенный период.
Частная собственность - это не просто имущество, это экономические отношения между людьми, это условие свободного рынка.
Но частная собственность имеет не только плюсы, но и минусы. То, что попадает в руки одних, становится недоступным для других. Происходит расслоение общества, деление его на богатых и бедных, возникают социальные конфликты. Поэтому проявление отрицательных качеств частной собственности должно сдерживаться государством через регулирование рынка (но не управление). При правильной экономической политике происходит активное развитие рынка, быстрое насыщение его различными товарами.
С вободный рынок характеризуется:
- экономическим ростом, т.е. увеличивающимся производством товаров и услуг с одновременным повышением их качества;
- экономической эффективностью, т.е. получением максимальной прибыли при минимальных затратах;
- экономической свободой в выборе партнеров;
- возможностью создания рабочих мест и полной занятостью всех желающих и способных работать;
- оптимальным уровнем цен, т.е. незначительными инфляцией* и дефляцией*;
- справедливым распределением доходов между работающими и неработающими (детьми, больными, престарелыми и др.);
- наличием мирохозяйственных связей, т.е. участием в международных экономических отношениях;
- обеспечением экологической безопасности граждан и окружающей среды.
Функция (от лат. functio - исполнение) рынка туристского продукта это обязанность, круг деятельности, назначение, роль рынка в достижении экономических целей общества.
Как любой другой рынок, туристский рынок, т.е. рынок туристского продукта предполагает высокую стадию развития товарно-денежных отношений и выполняет многочисленные функции:
- является универсальным средством перемещения туристского продукта между людьми (через товарно-денежные отношения) для удовлетворения их потребностей;
- служит уникальным регулятором экономики, удовлетворяя потребности людей и обеспечивая равновесие спроса и предложения;
- обеспечивает независимое распределение туристского продукта между потребителями на возмездной основе (рынок не имеет географических границ, безразличен к расовой и классовой принадлежности, к религии, полу и национальности);
- объективно оценивает способности каждого человека в роли потребителя (покупателя), производителя (продавца);
- является всеобщим средством общения людей, создает условия для самовыражения человека (продавца и покупателя) через товар.