Инструментальные средства разработки ЭС

Различают следующие типы инструментальных средств разра­ботки ЭС:

• языки программирования;

языки представления знаний (языки инженерии знаний);

• средства автоматизации разработки (проектирования);

• оболочки ЭС.

Указанные типы инструментальных средств перечислены в по­рядке убывания эффективности, требуемой квалификации пользо­вателя и трудозатрат, необходимых для создания ЭС. Действитель­но, при использовании инструментальных средств первого типа в задачу разработчика входит программирование всех компонентов ЭС на языке довольно низкого уровня. Использование инструмен­тальных средств второго типа позволяет значительно повысить уровень языка, что, как правило, приводит к некоторому снижению эффективности. Инструментальные средства третьего типа позволяют разработчику не программировать все или часть ком­понентов ЭС, а выбирать их из заранее составленного набора. При применении инструментальных средств четвертого типа разработ­чик ЭС полностью освобождается от работ по созданию программ, так как берет готовую пустую ЭС.

Поэтому прототипы ЭС создаются с помощью оболочек или средств автоматизации разработки, так как основная цель на этой фазе — минимизация трудозатрат, а промышленные или коммер­ческие ЭС — на языках представления знаний или языках про­граммирования, обеспечивающих более высокую эффективность.

Оболочки ЭС ориентированы на работу с пользователем-непро­фессионалом в области программирования. Основным свойством оболочек является то, что они содержат все компоненты ЭС в готовом виде и их использование не предполагает программиро­вания, а сводится лишь к вводу в оболочку знаний о проблемной области. Каждая оболочка характеризуется фиксированным спо­собом представления знаний, организации вывода и функциони­рования компонентов, которые будут использоваться во всех при­ложениях, где будет применяться оболочка. В настоящее время особую популярность приобрела свободно распространяемая обо­лочка Clips, использующая представление знаний в виде правил и фактов.

Желание предоставить разработчику ЭС разнообразные сред­ства для учета особенностей приложения привело к объединению в рамках одной системы различных методов решения задач, пред­ставления и интерпретации знаний. В их состав могут входить сред­ства модифицирования функционирования оболочки, набор ком­понентов, позволяющих конструировать собственные оболочки, средства комплексирования компонентов в виде языка высокого уровня, развитый графический интерфейс с пользователем. По­добные средства называют средствами автоматизации разработки (проектирования) ЭС. Они обычно позволяют представлять пред­метную область в виде сложной структуры, состоящей из произ­вольного числа понятий. Необходимость выбора средств, анализа их возможностей, модификации их функционирования и т.д. тре­бует от пользователя специальных знаний в области интеллекту­альных систем.

При разработке реальных ЭС в большинстве случаев использу­ются так называемые языки искусственного интеллекта (напри­мер, Лисп). Однако в последнее время наметился переход к ис­пользованию языков традиционного программирования (С, C++, Паскаль и т.п.), что позволяет упростить

интеграцию создавае­мой ЭС в уже созданные и эксплуатируемые информационные аналитические системы и снизить требования к быстродействию и объему памяти.

Вопросы для самоконтроля по разделу

1. В каких случаях необходимо создание информационных систем?

2. Опишите составные части информационной системы.

3. Какова функция обслуживающего персонала информационной системы?

4. Назовите причины многообразия информационных систем.

5. Чем данные отличаются от знаний?

6. перечислите модели представления знаний?

7. Что такое семантическая сеть? Из каких базовых элементов она состоит?

8. Из каких модулей состоит экспертная система?

9. Какова роль инженера по знаниям в экспертной системе?

10. Что такое оболочка экспертных систем?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: