Одним из часто употребляемых оснований классификации экспертных систем является тип решаемых ими задач. Наиболее распространенные из них приведены в табл. 1
Таблица 1 Типы решаемых экспертными системами задач
![]() |
| Тип решаемых задач | Суть решаемых задач |
| Интерпретация | Построение описаний ситуаций по наблюдаемым данным |
| Прогноз | Вывод вероятных следствий из заданных ситуаций на основе анализа имеющихся данных |
| Диагностика | Заключение о нарушениях в системе, исходя из наблюдений |
| Проектирование | Построение конфигурации объектов при заданных ограничениях |
| Планирование | Проектирование плана действий |
| Мониторинг | Непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и сигнализация о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы |
| Отладка | Выработка рекомендаций по устранению неисправностей |
| Обучение | Диагностика, отладка и исправление поведения ученика |
| Управление | Интерпретация, прогноз, ремонт и мониторинг поведения сложной системы |
Экспертные системы, применяемые для решения перечисленных типов задач, носят названия интерпретирующих, прогнозирующих и т. п.
Другим основанием классификации может служить тип модели предметной области. Различают статические и динамические предметные области. Предметную область называют статической, если ее модель остается неизменной за все время решения задачи, т.е. остаются неизменными набор понятий, их атрибуты, связи между ними и т.д. Если это условие не выполняется, то предметную область называют динамической. В соответствии с этим экспертные системы делятся на статические и динамические.







