Одним из часто употребляемых оснований классификации экспертных систем является тип решаемых ими задач. Наиболее распространенные из них приведены в табл. 1
Таблица 1 Типы решаемых экспертными системами задач
Тип решаемых задач | Суть решаемых задач |
Интерпретация | Построение описаний ситуаций по наблюдаемым данным |
Прогноз | Вывод вероятных следствий из заданных ситуаций на основе анализа имеющихся данных |
Диагностика | Заключение о нарушениях в системе, исходя из наблюдений |
Проектирование | Построение конфигурации объектов при заданных ограничениях |
Планирование | Проектирование плана действий |
Мониторинг | Непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и сигнализация о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы |
Отладка | Выработка рекомендаций по устранению неисправностей |
Обучение | Диагностика, отладка и исправление поведения ученика |
Управление | Интерпретация, прогноз, ремонт и мониторинг поведения сложной системы |
Экспертные системы, применяемые для решения перечисленных типов задач, носят названия интерпретирующих, прогнозирующих и т. п.
|
|
Другим основанием классификации может служить тип модели предметной области. Различают статические и динамические предметные области. Предметную область называют статической, если ее модель остается неизменной за все время решения задачи, т.е. остаются неизменными набор понятий, их атрибуты, связи между ними и т.д. Если это условие не выполняется, то предметную область называют динамической. В соответствии с этим экспертные системы делятся на статические и динамические.