Краткая историческая справка о развитии компьютерных правовых систем

Идея использовать преимущества компьютерных технологий для рабо­ты с законодательной информацией возникла на Западе еще во второй по­ловине 60-х годов. Первоначально системы создавались в виде электронных картотек, то есть это были своего рода грандиозные «электронные каталоги». Они давали возможность найти полные сведения о реквизитах документов, интересую­щих пользователя, — названии, номере, дате издания, принявшем органе и т.д. С помощью полученных библиографических реквизитов уже можно было легко и быстро отыскать печатное издание, в котором опубликован необходимый материал.

В Европе первой электронной картотекой для компьютерного поиска юридической информации стала бельгийская система CREDOC.

Она появилась на свет в 1967 г. благодаря совместным усилиям университета Бельгии и бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В информационный банк (ИБ) системы вошли данные о документах внутреннего и международного права, о парламентских материалах. Однако, CREDOC не предполагала прямой связи пользователя с ИБ для получения интересующих данных. Изначально работа была построена таким образом, что пользователю в первую очередь необходимо было обратиться в специальное информационное бюро, откуда и приходил ответ, содержащий адресную информацию о законодательных документах. Причем срок ожидания ответа был довольно велик — от двух до восьми дней.

Позднее некоторые юридические электронные картотеки начали работать в диалоговом режиме через сеть терминалов в библиотеках, и стали широко доступны для всех желающих. Примером такой системы может служить FINLEX, созданная в 1982 г. министерством юстиции Финляндии. Она предназначена для предоставления информации о судебных решениях и судебной практике.

Все электронные картотеки, при всех их достоинствах, отличает то, что они не дают возможности ознакомиться с полным текстом документов. Поэтому более удобны полнотекстовые системы, позволяющие не только моментально находить в громадных информационных масс необходимый документ, но и работать с его текстом.

Разработка одной из самых известных полнотекстовых СПС США - LEXIS началась еще в 1967 г. с соглашения между коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DATA Corp. С 1980 г. она стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 г. — Австралии. Ежедневно система отвечает более чем на 20 тысяч запросов. В ИБ системы находятся все судебные прецеденты США, а также нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст конституции США. Со временем в LEXIS было включено британское законодательство. С 1981 г. — английские судебные прецеденты. Теперь эта система носит имя LEXIS-NEXIS и доступна в том числе и через сеть Интернет.

В 1986 г. была создана австрийская система юридической информации RDB, которая также является полнотекстовой. В 1993 г. RDB содержал полумиллиона документов, в том числе 150 тысяч судебных решений. И настоящее время практически все экономически развитые страны имеют СПС, и, по некоторым оценкам, сейчас в мире насчитывается более 100 подобных систем. В США это - WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS, FLITE; в Великобритании - PRESTEL, POLIS, LEXIS; в Италии — ITALGUIRE; в Бельгии — CREDOC; в Германии — Система Бундеста­га, LEXINFORM; в Финляндии - FINLEX; во Франции - IRETIV, CEDIJ, JURISDATA, SINDONI и т.д. Причем в большинстве случаев эти системы носят негосударственный характер.

С некоторым запозданием развитие компьютерных СПС началось и в нашей стране. В июле 1975 г. руководство Советского Союза приняло ре­шение о развитии правовой информатизации. В рамках реализации этого решения в 1976 г. при Министерстве юстиции был создан Научный центр правовой информации (известный также как НЦПИ). Основной задачей Центра стала разработка справочных систем и государственный учет нор­мативных актов. Однако пользоваться информационной базой НЦПИ могли лишь отдельные государственные министерства, ведомства и науч­ные организации. Широкий доступ к информации был исключен.

Так про­должалось до начала реформ. Быстрое развитие и распространение СПС в России началось в конце 80-х — начале 90-х годов. Именно тогда появи­лись первые СПС: в 1989 г. - ЮСИС, в 1991 г. - ГАРАНТ, в 1992 г. -Консультант Плюс. В настоящее время в России, как и во всем мире, имен­но негосударственные СПС играют определяющую роль в правовой ин­форматизации. Так, согласно некоторым оценкам, более 99% пользовате­лей работают с СПС негосударственных компаний.

Огромные потребности в правовой информации, с одной стороны, и рост уровня и возможностей компьютерных технологий — с другой, привели к возрастанию популярности компьютерных СПС среди специ­алистов.

Среди пользователей этих систем большое число юристов, аудиторов, бухгалтеров, банковских работников, экономистов, предпринимателей, работников органов законодательной, исполнительной и судебной власти, ученых, преподавателей, студентов и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: