Лекция 2. Задания для самостоятельной работы

Литература

Задания для самостоятельной работы

Философия науки исследует технологии деятельности человека по получению (производству) новых знаний в различных культурно-исторических условиях, включая исследование условий и оснований возможности строгого научного знания, его сферы и границ, его целей, мотивов и ценностных характеристик.

Такое понимание предмета сочетает интернализм и экстернализм, относится к новейшей, современной философии науки. Вообще-то считается, что философия науки – сама по себе новейшая дисциплина, в качестве самостоятельного раздела философского знания возникшая не позже середины XIX столетия. Однако полагаю, что исторически в процессе социокультурного развития научной деятельности целесообразно выделить ряд этапов становления предмета этой дисциплины. Первый, относящийся к зарождению науки и самого теоретического мышления, относится к периоду античности: здесь средоточием научных знаний рассматривается философия, ее предмет фактически неотделим от предмета науки как философии науки. Вопрос о выделении естественных наук из общего массива философских знаний впервые ясно прозвучал только у Аристотеля, на чем мы остановимся в соответствующем месте. Второй этап – средние века. С начала новой эры и вплоть до XV века наука в Европе наряду с философией и теоретическими познаниями вообще рассматривалась как обоснование божественных истин, как «служанка теологии». Затем наступил третий этап – этап прометеевского мышления, господства научной рациональности, которая понималась как высший тип рационального отношения к миру; философия была призвана выражать эту высшую ступень научного познания, быть, по известному выражению Г. Гегеля, «наукой наук». В начале ХХ века позитивизмом, как уже было отмечено, была предпринята попытка ухода от философии в «чисто» интерналистское самообоснование науки. Этот этап вошел в историю с лозунгом «наука сама себе философия». В 60-е годы ХХ века ситуация резко изменилась, предпочтение в философии науки стали отдавать экстернализму, возникли постпозитивистские трактовки соотношения философии и науки, в которых, при всем различии философов науки во взглядах, значение философии в анализе научного и научно-технического развития резко возросло, а предмет философии науки стали понимать в близком к данному нами определению смысле. Наука в таком понимании – одна из форм познания мира человеком среди многих, но – форма, в условиях цивилизационного развития начала XXI века приоритетная.

1. Предмет и основные проблемы философии науки.

2. Теоретичность и рациональность как характеристики научного знания.

3. Сциентизм и антисциентизм, экстернализм и интернализм в анализе науки и ее места в культуре.

1. Кашперский В.И. Философия как призвание / В.И. Кашперский. Екатеринбург, 2006. Разд. 3; 4.

2. Бряник Н.В. Философия науки: учебное пособие для вузов / Н.В. Бряник. М., 2004.

3. Ивин А.А. Современная философия науки / И.А. Ивин. М., 2005.

4. Ильин В.В. Философия науки / В.В. Ильин. М., 2003.

5. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации / Т.Г. Лешкевич. М., 2001.

6. Лось В.А. История и философия науки / В.А. Лось. М., 2005.

7. Рузавин Г.И. Философия науки: учебное пособие / Г.И. Рузавин. М., 2005.

8. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы / В.С. Степин. М., 2006.

9. Философия науки / С.А. Лебедев и др. М., 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: