Группа 6 - ценовые показатели.
Группа 5 (один показатель) - дефицит государственного бюджета.
Этот дефицит характеризуется превышением государственных расходов над государственными доходами. Показатель определяется по данным государственного бюджета, легко прогнозируем, подвержен сезонным колебаниям и зависит от системы налогообложения.
Средние цены по товарным группам. Этот показатель в разъяснениях не нуждается.
Индекс потребительских цен - это сводный индекс. Его компонентами являются индекс цен на непродовольственные товары и индекс цен на услуги. Индекс потребительских цен рассчитывается как индекс Ласпейреса (состав потребительской корзины фиксируется на уровне базисного периода).
Индекс-дефлятор ВВП - наиболее общий индикатор инфляции, поскольку измеряется динамика цен на товары и услуги как промышленного, так и потребительского назначения. Данный индекс рассчитывается по формуле Пааше — количество продукции фиксируется на отчетный (текущий) период.
|
|
Группа 7 - показатели деловой активности. К этим показателям относятся объем и число заключенных контрактов (договоров, заказов, соглашений - портфель заказов) на покупку или продажу, характеристики совершенных сделок (число, размер, динамика и частота), а также ряд показателей рынка ценных бумаг, инвестиций. Такие показатели деловой активности входят в прогнозную модель рынка (которую называют барометром рынка) - систему экономических показателей, применяемых для анализа состояния экономики в целом и прогнозирования конъюнктуры рынка.
Инфляция представляет собой повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием. Показателями инфляции являются, например, рост цен, дефицит государственного бюджета, рост массы бумажных денег в обращении, увеличение стоимости покупательной корзины, изменение валютного курса, удорожание кредитов.
В своем развитии инфляция проходит три стадии:
1. Умеренная, или ползучая, инфляция. На этой стадии темпы роста инфляции составляют от 2—3% до 20% в год, она рассматривается как стимулятор роста спроса и предложения и не вызывает беспокойства у населения. Стремясь не допустить дальнейшего роста инфляции, предприятия вкладывают деньги в расширение производства, оборудование, сырье, материалы. По мере раскручивания инфляции происходит замедление экономического роста, нарастает социально-экономическая напряженность.
2. Галопирующая инфляция - Рост цен - до 200% в год. На этой стадии рост цен доходит уже до 200% в год. Идут негативные экономические процессы, и инфляция превращается в стагфляцию, когда развитие почти полностью останавливается.
|
|
Увеличивается разрыв между заработной платой и уровнем цен, резко падает жизненный уровень населения, сфера обращения развивается гораздо быстрее сферы производства. Раскручивается «инфляционная спираль», когда в ответ на рост цен работники требуют соответствующего повышения заработной платы, что в свою очередь приводит к дальнейшему росту цен. Усиливается влияние на экономику иностранной валюты, поскольку курс конвертации подвергается резким колебаниям.
3. Гиперинфляция - Рост цен неравномерный и резкий. На этой стадии цены растут неравномерно и резко увеличиваются; нарушаются межотраслевые пропорции развития экономики. Как правило, гиперинфляция является результатом увеличения государством денежной массы в обращении. Цены уже не выполняют свои функции. Производители теряют ориентиры производства.
Различают два вида инфляции:
1) Инфляция спроса - нарушение равновесия между денежной массой и товарным покрытием. Инфляция спроса, начинается в потребительском секторе в результате нарушения рыночного равновесия между количеством денег и товаров, которое восстанавливается путем роста цен. Основные факторы инфляции спроса - избыточный спрос, приводящий к росту цен;
2) Инфл яция издержек - использование продукции одних отраслей в качестве сырья для продукции других отраслей. Инфляция издержек происходит в результате использования продукции одних отраслей в качестве сырья для производства продукции других отраслей. Со временем это приводит к увеличению издержек, снижению прибыли и росту цен. Стремясь решить эту проблему, государство увеличивает денежную массу в обращении, стимулируя тем самым рост спроса. Инфляция издержек растет значительно меньшими темпами, чем инфляция спроса, но и бороться с ней труднее. Основные факторы инфляции издержек: рост заработной платы и повышение цен на производственные ресурсы, что приводит к увеличению издержек производства.
Для характеристики уровня инфляции используют два показателя:
1) индекс потребительских цен;
2) индекс-дефлятор ВВП.
Эти индексы мы рассматривали в вопросе 4.2.
Одна из составляющих инфляции - денежная масса, не обеспеченная соответствующим количеством товаров и услуг. Объем денежной массы зависит от количества денег в обращении и от скорости их обращения. Как правило, не обеспеченный товарами выпуск денег побуждает покупателей к быстрой их реализации, что увеличивает скорость оборота денег и усиливает темпы инфляции. Поскольку товарная масса и денежная масса должны прийти в равновесие, рост средних цен товаров определяется количественным изменением товарной массы, массы денег в обращении и скоростью их обращения. Размер инфляции прямо пропорционален росту денежной массы и увеличению скорости обращения денег и обратно пропорционален росту товарной массы в постоянных ценах.
Степень соответствия товарной и денежной массы оценивается с помощью соотношений денежной и товарной массы в статике и динамике, темпов роста денежной эмиссии и цен, темпов роста доходов и цен.
Источниками информации для определения показателей инфляции служат цены на товары и услуги, структура потребительских расходов, данные о товарообороте, денежной массе, информация баланса денежных расходов и доходов населения.