Внутрисемейные контакты.
Иерархия отношений.
Интерпретация результатов.
Анализ результатов.
Методика проведения.
1. Проводится индивидуально или в малой группе (2 – 3 человека), т. к. необходимо наблюдать за последовательностью рисования членов семьи и фиксировать комментарии испытуемого, а по завершению задания уточнить – кто изображён, чем занимается.
2. Для более достоверного исследования необходимо выполнить 2 или 3 рисунка семьи:
- рисунок семьи;
- рисунок семьи животных (Инструкция: «Нарисуйте семью, состоящую из животных, так, чтобы все члены семьи были разными животными»);
- динамический рисунок семьи (чтобы каждый что-то делал).
3. Возраст – начиная с 4-х лет.
4. С помощью чего – простой или цветные карандаши (по выбору).
5. Лист бумаги (формат А4) кладут перед испытуемым горизонтально.
6. Инструкция:
- «Нарисуйте на этом листе всю свою семью.
- На вопрос: «Кого рисовать?», ответ – «Я не знаю кто входит в вашу семью. Вы знаете лучше меня».
|
|
- На вопрос, рисовать ли себя, следует сказать с полувопросительной интонацией: «Ты ведь член своей семьи?».
7. По завершению рисунка следует выяснить, кто изображён, задавая вопросы следующим образом: «Кто это?» (дополнительные вопросы: «Где это происходит?», «Что он или вы делаете?»).
1. Состав семьи – реальный или нет (уточняется с помощью уточняющих вопросов в процессе рисования или после того).
2. Взаимное расположение.
3. Особенности изображения.
4. Деятельность членов семьи (чаще всего – в динамическом рисунке семьи, но возможно и по другим).
5. Выбор животного, в виде которого изображён член семьи (по рисунку семьи животных).
1.1 Возвышение над остальными – доминирующий член семьи.
1.2 Кого первого изобразил – наиболее значимый для испытуемого член семьи.
1.3 В рисунке семьи животных – отображаются личностные особенности членов семьи, в соответствии с видом животного.
2. Семейные роли (наиболее легко определяются по динамическому рисунку семьи):
2.1 кого первым изобразил;
2.2 размер изображения;
2.3 как изобразил – тщательно или нет прорисованы лицо, руки, ноги.
3.1 Благоприятная семейная ситуация:
3.1.1 нормальное внутрисемейное общение – прорисованы кисти рук;
3.1.2 тесное общение – пространственная близость и контакт рук;
3.1.3 сверхтесные контакты – члены семьи располагаются вплотную друг к другу, но
а) если не изображены кисти рук, то общение малоэмоциональное;
б) если семья чем-либо ограждена – изолированность от внешнего мира (может негативно сказаться на развитии подростка).
3.2.1 небрежное изображение;
3.2.2 взаимное удаление;
3.2.3 разделение перегородками;
3.2.4 изображение со спины или отвёрнутыми друг от друга;
3.2.5 отсутствие членов семьи в рисунке;
3.2.6 включение в рисунок людей, фактически не являющихся членами семьи;
3.2.7 положение рук (см. «Рисунок семьи»);
3.2.8 отклонение от инструкции при изображении семьи животных.